О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Культура. Зрелища. Развлечения. Искусство. Литература

12 декабря. Культурные зрелища голодного Томска

57 / 65

Здание цирка во время весеннего наводнения. Томск. 1910-е годы (из фондов ТОКМ)

 

Наши читатели уже могли заметить, что в 1920 году Томск, погружённый во всякого рода неурядицы, имел-таки свою культурную жизнь и довольно оживлённую. Хлеба не хватало – тем желаннее были зрелища! К тому же на многие из них вход был бесплатным. «Культурная столица Сибири», как именовали город в довоенные годы, не собиралась сразу сдавать своих позиций. Но и особенности сурового переломного времени ощутимо давили своей тяжестью на сферу «культурного досуга».

Каковы же были зрелища в голодном Томске 20-го года? Во-первых, кинематограф. К осени 1920 года кинотеатров (их тогда называли «кинематографы») имелось, по крайней мере, два – «Советские» № 1и № 21. Ещё весной их национализировали и передали введение наробраза. Управленцы от культуры намеревались улучшить репертуар томского «проката» и вместо пустых никчёмных по содержанию картин предоставить горожанам «серьёзные» развлечения.

Результаты такой попытки оказались спорными. Кое-какие ленты отвечали взыскательным требованиям «красной интеллигенции» как, например, «Жизнь микробов» или драма «Отречёмся от старого мира». Но такие фильмы тонули в общей массе старого, «безыдейного» репертуара в виде душераздирающих ходульных драм или эксцентрических комедий. Они были слишком далеки от задач коммунистического воспитания народных масс, а советский кинематограф был ещё в зародышевом состоянии.

Названия лент говорят порой сами за себя: «Максу не везёт в женитьбе» (комедия), «Роковое», «Тайна южной ночи», «Ночь ужаса», «Первый и последний поцелуй», «Любовь сильна не страстью поцелуя» (драмы), «Крушение поезда» (видовая), «Разрывная трава» (феерия) и др. – это то, что показывали в Томске летом и осенью 1920 года, до начала октября. А потом наробраз кинематографы …закрыл.

Был ещё в Томске страстно любимый народной массой цирк. Гимнасты, борцы, клоуны восхищали, забавляли, наполняли сердца восторгом и азартом... Цирковые представления советские власти также попытались поставить на службу победившей революции. Тем более, что цирковое искусство – балаганное, близкое к стихии улицы, толпы – оказалось очень созвучно пролеткультовским, левацким воззрениям о формах театра в стране советов.

В ноябре 1920-го в недрах наробраза вызревал замысел томский цирк, как и в столице, преобразовать в «Театр политической сатиры и спорта». Три кита, на которых должна зиждиться его программа – «политическая сатира, художественная пантомима и буффонада». Очевидно, предполагалось, что клоуны в своих скетчах будут высмеивать буржуазию и других врагов советской власти, артисты пластических жанров разыгрывать соответствующие сценки, а также вместе с прочими пропагандировать своими заразительными номерами идею физического развития на благо обороноспособности республики.

И вот в начале декабря в газете появилось объявление о муниципализации томского цирка «с живым и мёртвым инвентарём» по решению томского губисполкома. – Преобразование цирка началось. Между прочим, в связи с этим было аннулировано постановление о снятиив цирковом помещении электрических проводов и лампочек «ввиду того, что цирк превращается в полезное культурное учреждение»2

А ещё в Томске действовало несколько драматических трупп, студии, готовивших драматических и оперных артистов, а также масса кружков, дававших представления, на которые валом валил народ… Но об этой стороне томской жизни поговорим в другой раз.

 

Фильм «Жизнь микробов». Франция, киностудия «Pathé» («Патэ»). 1913 год (источник)

 

Комедия «Макс не женится». [Франция, киностудия «Патэ»]. 1910 год (источник)


________________________________________________________________________________________________________

[1] Томская газета публиковала только их объявления.

[2] Знамя революции. 1920.4 декабря.