О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Культура. Зрелища. Развлечения. Искусство. Литература

10 ноября. Рабочий дворец

44 / 65

Дворец труда (в 1920 году – Рабочий дворец). Томск. Конец 1920-х годов (из фондов ТОКМ)

 

Томичи, проезжая ныне по проспекту Ленина, видят здание магазина «1000 мелочей», затянутое строительной сеткой – идёт ремонт, как и сто лет назад…

История этого громадного строения1, распахнувшего свои «крылья» на десятки метров на две улицы и развёрнутого «челом», увенчанным картушем, грифонами и модерновыми лепными узорами, к площади, ярко связана с 1920 годом. До революции тут располагалась фешенебельная гостиница под кичливым названием «Европа» с рестораном и магазинами (так называемый Второвский пассаж), с электричеством и водопроводом. Зимой же 1920 года, в разгар тифозной эпидемии, здесь нашли место госпиталь и клуб эвакопункта. Но уже в апреле, когда эпидемия ещё не отбушевала, определилась иная ближайшая будущность бывшей гостиницы – из предложенных на выбор трёх едва ли не самых больших зданий в городе местные профсоюзы выбрали именно это для размещения Рабочего дворца.

В Томске совсем недавно уже существовало учреждение с таким названием. Оно возникло в 1917 году вслед за «первым в мире» Дворцом труда, созданным в Петрограде2. Томский, разместившийся в так называемом Гоголевском доме, стал резиденцией профсоюзов и губернского комиссариата труда3. Установившиеся в Сибири с мая 1918 года белогвардейские режимы отнюдь не благоволили объединениям рабочих: Рабочий дворец как учреждение исчез.

Но вернёмся в 1920 год. С апреля прошло почти три месяца, и идея, под стать зданию грандиозная, начала воплощаться в жизнь. Рабочий дворец должен был стать резиденцией томских профсоюзов (в этой связи постройку иногда называли «Дом союзов»). Здесь стали проводить собрания отдельных томских профессиональных объединений, общегородские конференции профкомов и пр.4

Но не это являлось основным предназначением Рабочего дворца. В нём можно углядеть прототип будущих, заполнивших страну в советское время дворцов культуры. Он задумывался как просветительское учреждение и одновременно как своего рода творческий союз созидателей новой, пролетарской культуры. А основное отличие Дворца от многих созданных в том же 1920 году томских клубов, по утверждению авторов идеи, заключалась в том, чтобы это культурное учреждение строилось не «сверху», а «снизу», опираясь на инициативу и пожелания самих рабочих. – Таковы были благородные, но, скорее всего, утопические устремления романтиков того бурного и неоднозначного времени. А каковы были амбиции! – сделать учреждение образцово-показательным не только для губернии, но, возможно, и для всей Сибири. Люди точно себя чувствовали творцами новой жизни!

«…ответственная позиция, которую занял сейчас пролетариат, обязывает его быть оплотом культурных ценностей человечества, притом не только их слепым хранителем, но и творцом новых. Создание пролетарской культуры должно рассматриваться как существеннейшая работа по укреплению того боевого авангарда, каким представляется сейчас Советская Россия, борющаяся с капиталистическим миром.

…Рабочий дворец в Томске… именно и должен явиться тем показательным для всей губернии и даже Сибири учреждением, где творческая воля пролетариата найдёт возможность выявиться в конкретной работе.

Творите свой дворец, рабочие Томска!

Нельзя быть носителем культуры, не овладев в той или иной степени багажом подытоженных знаний. Поэтому учебно-вспомогательная часть Рабочего дворца (библиотека, лекции, регулярные занятия) совершенно необходима в его организации.

С другой стороны, одни знания ещё не обусловливают собой плодоносного творчества, и коллективная работа пролетариев, объединённых в те или иные комиссии, должна создать ту атмосферу дружеской помощи и солидарности, которая всегда была наиболее благоприятной для всякого рода творчества».

Н. Т-ов. Рабочий дворец в Томске и принципы его строительства // Знамя революции.1920. 15 августа

 

Деятельность по созданию учреждения начала развёртываться в ещё не оборудованном, не отремонтированном здании, с едва кое-как приспособленными для занятий редкими помещениями. С привлечением специалистов из губнаробраза составили проект устава Рабочего дворца, впоследствии утверждённый президиумом губпрофсовета. А 28 июля состоялось организационное собрание, на которое прибыли профсоюзные комячейки и культотделы, фабзавкомы и профкомы – всего более 1 тысячи человек! Избрали правление, провели первую запись в «комиссии» по интересам. Работа по устройству Рабочего дворца началась.

Каждая комиссия пользовалась некоторой автономией, определяя самостоятельно план своей деятельности. Решения правления Рабочего дворца утверждались культпросветом губпрофсоюзов и его президиумом. Записаться в комиссию Дворца мог любой член профсоюза, но первый месяц он числился кандидатом и, только активно участвуя в деятельности комиссии, не пропуская занятия (пропустил трижды без уважительной причины – выбываешь), записавшийся мог рассчитывать на полноценное «членство». Правление сразу же попыталось установить порядок в работе комиссий, также борясь с хроническим томским недугом 1920 года – систематическими массовыми опозданиями. На занятия просили приходить загодя, минут за 15. Завели специальный журнал, куда записывали приходивших, а реестр опоздавших вели особо…

Развернулась агитационная кампания для привлечения рабочих в их Дворец. Договорились, что председатели месткомов на собраниях в своих коллективах будут рассказывать о целях и задачах Дворца. В газете «Знамя революции» публиковались сведения о начавшейся в сентябре-октябре работе комиссий.

Что же это были за комиссии? – Своего рода кружки по интересам (некоторые из них по традиции называли студиями) или комитеты, управлявшие различными направлениями деятельности Дворца.

Существовала, например, библиотечно-лекционная комиссия, название которой уже очерчивает круг её деятельности. Хоровая комиссия вела обучение хоровому пению и теории музыки. Музыкальная комиссия организовала классы обучения игры на рояле, скрипке, виолончели, на «великорусских инструментах» (мандолине, балалайке, гитаре) и оркестр таковых. В художественной комиссии были классы лепки, живописи и архитектуры. Действовала студия «юных детей-художников». В театральной также было несколько направлений: по мелодраме, постановке голоса, сценической пластике. Шла организация литературно-издательской комиссии, которая считала себя восприемницей заглохшего за летние месяцы пролеткульта. Буфетная комиссия занималась созданной в Рабочем дворце столовой и устройством кулинарных курсов. Прерогативы административно-хозяйственной комиссии очевидны. Здесь же, в Рабочем дворце, располагались губернская грамчека (чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности), которая, надо полагать, должна была работать совместно с задуманной школьно-курсовой комиссией. В планах правления значилось также создание образцового детского очага и детского сада, курсов профессионально-технического образования и организации профсоюзной деятельности.

Для руководства творческими студиями наробраз «дал лучшие силы». Например, художественную комиссию возглавлял заведующий художественным отделом наробраза Засыпкин, театральную – «заведующий театральным делом в Томской губернии» Калабухов, музыкальную – заведующий музыкальной секцией Померанцев.

Деятельность студий, как считало правление Рабочего дворца, шла успешно. Успех выражался в количестве привлечённых. Например, в музыкальной комиссии в класс рояля записалось около 40 человек, скрипки – до 15, в великорусском оркестре – 35, в класс великорусских инструментов – 40. В театральной студии к началу ноября насчитывалось уже пять десятков, но это был ещё не предел. Запись неофитов шла постоянно. Так нескончаемый приток новеньких существенно тормозил работу с уже немного обученными студийцами. 19–21 ноября запись в студию была прекращена в интересах «правильного» ведения занятий и проведена перерегистрация её членов. Затем занятия возобновились, но уже только со «старичками», все вновь записывающиеся должны были ждать своей очереди до начала 1921 года…

Создателям Рабочего дворца приходилось вести дела в условиях тотальной нехватки едва ли не всего необходимого. Бедствовали без бумаги художники5. Не хватало музыкальных инструментов – так что начинающим музыкантам, пришедшим на занятия, приходилось ждать своей очереди, чтобы получить в руки инструмент и немого поупражняться. Библиотека смогла открыться только в составе двух отделов – беллетристики исоциальной литературы, так как находилась во временном помещении, а большая часть профсоюзного книжного собрания лежала в неразобранном виде, пока отведённое для него помещение ожидало ремонта.

Вообще необходимость ремонта – одно из самых больших затруднений в деятельности Рабочего дворца тогда, осенью и зимой 1920 года. Материалы, инструменты достать – огромная проблема. Рабочие руки – в дефиците. Ну тут нашли выход, привлекли добровольцев и специалистов, выделенных трудовыми коллективами, – каменщиков, маляров, «штукатурщиков», столяров, плотников, электромонтёров… Вот они во внерабочее время, так сказать, методом субботников, начали приводить здание в порядок (в благодарность их кормили ужином в столовой Дворца). Починили водопровод и канализацию, наладили освещение, шла поправка потолков, полов и стен… Постепенно количество помещений, пригодных для занятий, увеличивалось.

Но ремонт двигался медленно, с большими затруднениями. Именно по этой причине сорвалась церемония торжественного открытия Рабочего дворца, назначенная на 7 ноября и широко анонсированная как часть праздничных мероприятий, посвящённых третьей годовщине Октябрьской революции. – Не успели подготовить театральный зал для постановки объявленного спектакля (что, впрочем, не помешало вместо спектакля провести в том же здании митинг-концерт). Открытие же в Рабочем дворце Театра студийных постановок с долгожданным спектаклем состоялось месяц спустя – в декабре 1920 года. Но это уже другая история…

_______________________________________________________________________________________

[1] Построен в 1905 году.

[2] Николаевский дворец (Дворец Труда) // Прогулки по Петербургу (знакомому инезнакомому)

[3] Гоголевский дом // Центр по охране памятников

[4] Проходили собрания в «малом зале на верхнем», т.е. третьем, этаже, иногда – в «большом зале на среднем этаже»

[5] Знамя революции.1920. 5 ноября.