Плакат «Построим эскадру дирижаблей имени Ленина». Автор: Г.В. Кибардин. СССР. 1931 год (фонды Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского; КП 5827/8 (источник изображения)
Бум советского воздухоплавания на протяжении 1930-х годов случился не на пустом месте. Ему предшествовали дерзновенные планы и проекты талантливых советских инженеров, конструкторов. Их энтузиазму и масштабам творческой мысли можно было только позавидовать…
Открыв один из ноябрьских номеров губернской газеты «Знамя революции», томичи были потрясены грандиозностью планов молодой советской республики в области воздухоплавания. Ещё бы! Газета сообщила, что «…особая комиссия В.С.Н.Х. выезжала в Петроград, где осмотрела и одобрила проект нового воздушного корабля инженера Махонина… мощностью 24000 лошадиных сил, грузоподъёмность корабля 60000 пудов. На корабле будут устроены каюты, расположенные этажами, сообщение между которыми будет поддерживаться лифтом. На корабле будет помещаться аэроплан, автомобиль и моторная лодка. Новый воздушный корабль сможет подымать до 1000 человек. Скорость его будет 100 вёрст в час. Первый воздушный советский корабль является крупным завоеванием техники. Окончание работ по сооружению корабля предполагается к 1-му мая 1921 г.».
Вы только вдумайтесь: воздушный корабль сможет взять на борт 60 тысяч пудов (или 978 тонн) полезного груза! Было отчего ошалеть читателю провинциального сибирского города… Уж, не опечатка ли вкралась в опубликованную газетную заметку? Да нет, написано же, что на воздушный корабль можно загрузить аэроплан(!) с автомобилем(!) и моторной лодкой! Да ещё и тысяча человек смогут одновременно совершать путешествие, располагаясь в каютах воздушного судна!
Имя автора проекта – питерского инженера Махонина – тоже внушало доверие читателю газеты, поскольку его изобретение первого советского электропоезда уже было воплощено в жизнь: вагоны на аккумуляторной тяге пронеслись по железным дорогам европейской части советской республики! Так что, чем чёрт не шутит, может быть, и новое воздушное судно талантливого советского инженера вовсе и не такая уж фантастика?
Губернская газета «Знамя революции» в своей заметке не раскрывала подробности конструкции «воздушного корабля», в то время как Иван Иванович Махонин предлагал к реализации проект сверхкрупного дирижабля, оснащённого многоярусной гондолой с пассажирскими и грузовыми отсеками.
Нет спору, И.И. Махонин не являлся пионером в конструировании дирижаблей, это воздушное судно придумали задолго до него. Проекты дирижаблей с жёстким каркасом разрабатывались едва ли не с середины XIX века во Франции, в Германии, в Англии…
И в Российской империи осуществлялось проектирование дирижаблей. Например, в 1880 году О.С. Костович создал проект дирижабля «Россия», а в 1892 году К.Э. Циолковский предложил принципиально новую конструкцию цельнометаллического дирижабля.
Однако первый дирижабль (с жёстким каркасом) был построен лишь в 1900 году по проекту Фердинанда Цеппелина. А дирижабли этой конструкции так и назывались по имени автора проекта – «цеппелинами». И вот эти-то цеппелиновские дирижабли прославились и своими техническими характеристиками, и своим серийным выпуском, и… безжалостными бомбардировками европейских городов в годы Первой мировой войны 1914–1918 годов.
Германский боевой дирижабль в светлое время суток осуществляет бомбардировку Варшавы (источник изображения)
Агитационный плакат «Великая европейская война. Разбитие 2 германских корпусов под Праснышем» [в правом верхнем углу плаката – подбитый горящий немецкий дирижабль над полем боя]. Москва. [1915 год] (источник изображения)
Насколько велики были немецкие цеппелины? К середине 1920 года последний из построенных в Германии цеппелинов (LZ-114) мог нести полезную нагрузку массой 44,5 тысячи тонн со скоростью 131 км в час. Показатели по тем временам были выдающимися.
А что же российское дирижаблестроение? На каком уровне находилось оно?
Первая попытка создания своего дирижабля в нашей стране была сделана в 1908 году постройкой аэростата «Учебный» по проекту капитана А.И. Шабского. Этот воздушный корабль брал на борт 3 человека и развивал скорость 22 км в час.
Первый взлетевший российский дирижабль «Учебный» (источник изображения)
На протяжении последующего десятилетия в воздухоплавательном парке нашей страны находилось до 2 десятков дирижаблей, часть из которых была закуплена в Германии и во Франции.
К осени 1917 года управляемое воздухоплавание в России практически было сведено к нулю. На складах, правда, хранились резервные агрегаты да элементы конструкций некоторых дирижаблей, и не было ни одного пригодного к полётам аппарата. Более или менее сносной оказалась оболочка дирижабля «Астра». Этот дирижабль был закуплен в 1913 году во Франции как дирижабль «Astra Torres» с техническими характеристиками: 5,4 тонны полезной нагрузки и 59 км в час максимальной скорости. Но в 1920 году то, что оставалось от дирижабля «Астра», покоилось в ангаре, и лишь в 1921 году этот дирижабль удалось восстановить и поднять его в воздух под новым именем – «Красная звезда».
Дирижабль «Астра». 1921 год Фото из альбома «Труды высшей военно-воздухоплавательной школы». Петроград. 1921 год (источник изображения: http://yaikar.ru/content/dirizhabli-v-rossii-nachala-xx-veka)
И вот в это-то тяжелейшее для советской республики время инженер И.И. Махонин предложил проект своего дирижабля, с впечатляющими техническими характеристиками! Было чему удивляться и поражаться – таков был полёт мысли советского инженера!
Какова же дальнейшая судьба этого проекта? К сожалению, хотя Всероссийский Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) и одобрил проект, но у молодого рабоче-крестьянского государства на тот момент просто-напросто отсутствовали необходимые технологии и материалы для его реализации. А жаль… Как знать, если бы не гражданская война да послевоенная разруха, уже тогда бы советское воздухоплавание могло получить дерзновенный импульс…1
____________________________________________________________________________________________________
[1] Использовалась литература: Арие М.Я. Дирижабли. Киев: Наук. Думка, 1986. 264 с.; Новый грандиозный воздушный корабль // Знамя революции (Томск). 1920, 6 ноября; Окулов В.Н. Явка до востребования. М.: Вече, 2013; Соболев Д.А. Русская авиационная эмиграция. Биографические очерки. М.: Русское авиационное общество (РУСАВИА), 2008. 168 с.