О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

9 декабря. Маяковский в декабре 1920-го

24 / 367

А. А. Дейнека. Маяковский в мастерской «Окна РОСТА». 1941 год (источник)

 

Что Томск для Маяковского? И что Маяковский для Томска? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли лишний раз убеждать себя очевидным?

Маяковский закрепился в Томске названием улиц, фронтонами домов, концертными афишами…

Напоминают о Маяковском и музейные плакаты «Окон РОСТА»  это про них: «поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката».

 

Портрет Маяковского на фасаде общежития Томского госуниверситета. 2016 год (источник)

 

Афиша Томского областного художественного музея. 2009 год (источник)

 

…Голодный студёный декабрь1920 года…

Всем было несладко. Всей Советской Республике. И Томску как её частице приходилось ой как нелегко! Топливный голод. И голод телесный, когда на столе порою крошки хлеба не оставалось. Понимали, что всё это – результат гражданской войны, интервенции и экономической блокады со стороны империалистических стран. Тем сильнее вскипала ненависть людская к буржуям всех мастей, похохатывающих из-за границы над нашими бедами…

В Москве же из-под кисти Маяковского выходили плакаты, а из под пера – лаконичные надписи к ним: лозунги, стихи. И, по словам поэта, «Окна РОСТА – …это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой… это бешеный темп революции, за которым не могла угнаться печатная техника. Это новая форма, введённая непосредственно жизнью. Это огромные (постепенно перешедшие на размножение трафаретом) листы, развешиваемые по вокзалам, фронтовым агитпунктам, огромным витринам пустых магазинов. Это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку… Это тот «изустный период российской литературы», на который сейчас пофыркивают и от которого отплевываются…».

В.В. Маяковский вспоминал впоследствии, что работать над плакатами приходилось до двух часов ночи, что частенько вместо подушки подкладывал под голову полено, чтобы не проспать «и успеть вовремя обвести тушью ресницы разным Юденичам и Деникиным».

Только за декабрь 1920 года Владимир Владимирович Маяковский сделал 27 плакатов (125 рисунков), к которым написал тексты: «Мы прогнали врага одного»; «Да здравствует власть Советов!»; «Радуются, смеются буржуи, никогда не смеялись победней...»; «Со страхом и трепетом открывали газету»; «Все на помощь Донбассу!», «Сухаревка»; «Капитал в агонии»; «Рабочий!»; «Мы подбили капиталу одну щёку...»; «Политике сам научился и других научил рабочий народ»; «Мы зажгли над миром истину эту»; «Сейчас беднее...»;«Мы отучили ряд могучих держав от войны с нами...»; «На новые рельсы!»; «Добьём!»; «Хозяйство России подымается, – значит, не зря рабочий мается»; «Хозяйство России подымается, – недаром, значит, рабочий мается»; «Кому свет – кому горе»; «У белых оружия была масса»; «Мы победили войну – отчего?»; «Мы разбили белогвардейцев...»; «Да здравствует электрификация!»; «Пусть с поражением Врангеля притихла Антанта!»; «Всего у нас...»; «Уже из-за снежных заносов...»; «В начале настоящего года у нас было...»; «Враг последний готов!»…

Когда говорят, что Маяковский – певец революции, то это правда. Но не только. Потому что Маяковский – это сама революция, сам народ, который через Маяковского заявляет всему миру о начале новой эры вселенской справедливости. И любви…

В 1920 году поэт закончил свою поэму «150.000.000» («Сто пятьдесят миллионов»). В поэме главный герой – народ («Иван»), стопятидесятимиллионная Россия. И хотя поэму издали лишь в 1921 году, но отрывки из неё и поэму целиком Владимир Владимирович читал вслух в Московском лингвистическом кружке, в Доме искусств Петрограда, в Московском Политехническом музее, перед входом которого была прикреплена афиша:

«150 000 000.

I. Митинг людей, зверей, паровозов, фонарей и пр.

II. Город на одном винте, весь электро-динамо-механический.

III. Вильсон и Иван.

IV. Вторая Троя.

V. Может быть, Октябрьской революции сотая годовщина. Может быть, просто изумительное настроение».

По воспоминаниям очевидцев: «…Зал был переполнен до отказа. Холодно. Он [Маяковский] одет в полушубок до колен, шапка-малороссийка. Чтение его – концерт. Всю поэму читает на память, каждую часть в ином стиле – то торжественно гремел, то трактовал как оперетку (часть, где говорится про Шаляпина)… Были противники, пробовавшие выражать протест. Один, например, сидел боком к эстраде и демонстративно глядел в газету, хотя было явно, что он слушал Маяковского...».

Поэма «150 000 000» трудна для восприятия, она футуристична и для многих слушателей оказывалась непонятной. Вся целиком или её отрывки. Язык футуристов в то время авангардного направления искусства, казался (да и сейчас кажется) замысловатым. В своё время даже В.И. Ленин отозвался о поэме Маяковского как о литературном произведении «для чудаков». Тем ценнее оказывалось стремление «простого люда» идти на литературные встречи с Маяковским. Людей завораживала манера чтения поэта, его жестикуляция, его тембровые переходы от громового голоса к бархатистому, его умение говорить непонятные слова глубоко народным говорком…

 

Из поэмы В.В. Маяковского «150.000.000»:

 

 

«Пуля – ритм.

           Рифма-огонь из здания в здание.

                       150 000 000 говорит губами моими.

Ротационной шагов

           в булыжном верже площадей

                        напечатано это издание.

 

Кто спросит луну?

           Кто солнце к ответу притянет –

                       чего

                                    ночи и дни чините!?

Кто назовёт земли гениального автора?

          Так

                       и этой

                                    моей

                                                 поэмы

                                                                 никто не сочинитель.

И идея одна у неё –

                       сиять в настающее завтра.

В этом самом году,

             в этот день и час,

                           под землёй,

                                      на земле,

                                              по небу

                                                    и выше –

такие появились

      плакаты,

             летучки,

                 афиши –

«ВСЕМ!

         ВСЕМ!

                ВСЕМ!

Всем,

        кто больше не может!

Вместе

         выйдите

                 и идите!»

 

Плакат «У украинцев и русских клич один….». Художник В.В. Маяковский. РСФСР. [1920]  (из фондов ТОКМ)

 

Владимир Маяковский на кадрах кинохроники, 1918 1925, Живой голос поэта России (источник)