Плакат: «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке». Неизвестный автор. 1920 год (источник)
На плечах из чёрной кожи куртка,
Голова повязана платком…
Женщина решила не на шутку
Старый быт перевернуть вверх дном.
И в семье, на фабрике всё резче
Пробивает новые пути:
Перед мужем в страхе не трепещет,
Не несёт попу свои грехи…
Не стоит в тоске без дум у печи,
Не скорбит, как прежде, за станком.
Знает – нет того, что гнуло плечи
Под хозяйским криком и кнутом…
Яншин М. Делегатка. 1925 год1
Как из затюканных мужами и жизнью, малоразвитых и диковатых бывших домохозяек воспитать активных, боевитых участниц строительства новой, советской, жизни? - Нужно приобщить их …к клубной жизни!
Разумеется, клубы того времени мало напоминали современные ночные «тусовки». Те клубы – это прежде всего просветительские учреждения –с библиотекой, кружками, лекциями – учреждения массовые и самодеятельные (хоть и управляемые твёрдой рукой партийных и советских органов).
Вообще первые рабочие клубы как центры политического объединения и самообразования пролетариата появились в нашей стране ещё в 1905 года, в Первую русскую революцию. А после Октября 1917 года развернулось настоящее клубное движение. Граждане РСФСР «клубились» по самым разным основаниям – профессиональным и национальным, гендерным и классовым, по интересам и возрастам.
Вот, и в Томске в 1920 году каких только клубов не было: дюжина красноармейских, рабочие, польский, украинский, эсперанто, комсомольский, Красный студенческий дом, Рабочий дворец, Центральный рабоче-красноармейский клуб имени Н.Н. Яковлева, клуб работниц… О последнем – чуть подробнее.
Инициатива организации клуба работниц принадлежала комиссии по агитации и пропаганде среди женщин, занятых на производстве. «Женщина в силу социальных условий была забита, принижена и, боясь, что в общей массе рабочих работница затерянная, не сумеет проявить …живого источника силы и энергии …для активного строительства новых форм жизни», и был создан этот особый «духовный очаг»2.
При клубе действовала школа грамоты для взрослых, в неё систематически проводился набор учащихся. В клубе возник женский хор, который позже объединился с хором госпиталя № 1. Кроме хоровой секции в клубе действовали театральная, музыкальная, административно-хозяйственная, библиотечная и другие3.. Посещая занятия, кружки, лекции работницы повышали уровень образования, расширяли кругозор, открывали таланты и развивали способности. Они становились более раскованными в общении, активными общественницами, «делегатками» и «инструкторами».
Но не только для «культурного отдыха» и самообразования был создан клуб работниц. Нет! Здесь ещё процветали политическая агитация и трудовая инициатива! После трудового дня женщины шли трудиться на общественные огороды, пилили дрова, участвовали в оказании помощи детям и красноармейцам. В период борьбы с Врангелем томские работницы проводили агитацию среди крестьянок, призывая их исправно выполнять развёрстку и помогать продуктами фронту, «учитывая тяжёлое положение, в котором находится Красная Армия, которая разутая и голодная побеждает нашего врага, и, учитывая тяжёлое хозяйственное состояние государства». Они на своих предприятиях становились во главе организации помощи защитникам советской республики4. Женщины привлекали своих подруг к шитью белья и одежды для красноармейцев, проводили сбор вещей по городу. «Все за работу! Преступницы те, кто не поможет Красной Армии добить врага!» – таков был их лозунг5.
Чтобы научиться портняжному и сапожному делу, работницы решили организовать при клубе курсы кройки и шитья обуви и платья и сапожную мастерскую. Для этого договорились с губернским комитетом кожевенной промышленности (губкож) на поставку кож, обувных колодок и присылку инструктора6. Так женщины начали осваивать мужское ремесло. В военное лихолетье, в период хозяйственной разрухи и зарождения социалистической промышленности они не только помогали, но и заменяли мужчин. Несколько лет спустя представительницы «слабого пола» почти вытеснили своих собратьев из обувных цехов и мастерских.
Шокин Л.В. Артель сапожников. Кимры. 1920-е годы (источник изображения)
Шокин Л.В. Сапожное производство. Кимры. 1930-е годы (источник изображения)
Машина швейная ручная «Singer» («Зингер»). США. КонецXIX–начало XX века (из фондов ТОКМ)
_________________________________________________________________________________________________
[1]Цит по: Болотова Е.В. Формирование образа советской женщины в 20–30-е гг. XX в. (по материалам публикаций журнала «Работница») // Вестник гуманитарного образования. 2018. № 2. С. 60.
[2]Знамя революции. 1920. 16 сентября.
[3] Там же.
[4]Знамя революции, 1920. 10 ноября.
[5] Там же.
[6] Там же.