Шиловский А.Л. Томск. Черепичная, 10. 1920 год (из фондов ТОКМ)
Лето 1920 года. Ещё не спала разрушительная волна революции и гражданской войны, а при Томском отделе народного образования был создан специальный подотдел по делам музеев, охраны памятников искусства и старины, который занялся сохранением культурных ценностей в губернии. Архитектурная секция подотдела, привлекая художественные силы города, начала работу по выявлению и изучению особо ценных памятников архитектуры.
Руководил работой талантливый художник-архитектор Андрей Леонидович Шиловский. По его замыслу, следовало в первую очередь произвести обследование всех старинных деревянных построек и домов. Как человека неравнодушного, его беспокоило то, что «многие деревянные постройки, представляющие собой большой художественно-исторический интерес и относящиеся к древнейшему традиционному типу русского деревянного зодчества, ныне покосились и могут бесследно погибнуть. Другие, в большинстве случаев, представляющие собой образчик ампира, …обветшали и портятся». С точки зрения профессионала, все эти памятники представляли тогда картину эволюции русского деревянного зодчества, начиная с петровской эпохи.
Наиболее подходящим для обследования было летнее время, в течение которого сотрудники подотдела (опять же в основном художники) планомерно обходили одну за другой городские улицы и зарисовывали дома и виды города, чтобы сохранить их облик для потомков. Это были не просто зарисовки старинных объектов, а настоящее научные обследования с регистрацией, обмерами, составлением протоколов. Особо ценные постройки ставились на учёт и подлежали государственной охране. Параллельно велись работы по фотографированию. Но материалов для фотографий постоянно не хватало. Поэтому основной акцент был сделан на профессиональные навыки рисовальщиков.
Сделанные рисунки сохранили в себе то душевное тепло, которое вложили в них художники, стремившиеся запечатлеть виды уходящего в прошлое деревянного и каменного Томска, его окрестностей. Большинство созданных работ имеет небольшой формат. Бывало, использовались оборотные стороны вышедших из употребления документов (тоже – отражение времени: бумага-то была в большом дефиците). Рисунки в основном выполнены карандашом или тушью, но есть и акварельные листы, дающие нам редкую возможность увидеть колорит деревянного Томска (чего не могут сделать черно-белые фотографии тех лет).
Внуков А.Н. Ремесленная, 5. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)
Рыфтин В.А. Монастырская ул., 5. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)