Зимнее облачение сибирского ямщика, возчика XIX- начало XX века (фрагмент выставки ТОКМ «Чайный путь»)
22 октября 1920 года, едва ли уже не в распутицу, из Томска на север губернии двинулась «последняя почта» в Нарымский край – последняя перед установлением зимнего пути – до начала декабря. «Заинтересованные учреждения и лица» должны были поспешить с отправкой своей корреспонденции. Правда, почта на этот раз была несколько легковесной: принимались исключительно простые и заказные письма, газеты и переводы. О более тяжёлых посылках речь не шла. Путь лежал через Кривошеино, Молчаново, Коломино, Колпашево – селения с почтовыми станциями, расположенные вдоль Нарымского тракта, а уже от них письма развозились по медвежьим углам. Эти населённые пункты и сегодня хорошо знакомы тем, кто совершает поездки по трассе Р-398.
Но тогда, в 1920 году почту в северные селения доставляли, ясное дело, не автомобилями, а на лошадях. Да-да, когда отправлявшиеся на дальние расстояния на запад и восток почтовые пакеты и ящики грузили в железнодорожные вагоны (в России с 1860-х годов для этих целей использовались специальные), в меридиональном направлении, если не летом на судах, то – почтовой гоньбой, как во времена Тредиаковского или Пушкина…
Ещё в июле на одном из заседаний томского горуездного исполкома заведующий трамотом (транспортно-материальным отделом) докладывал о «советской гоньбе». Использовалось три способа её организации – когда содержание почтовых лошадей отдавалось с торгов, когда оно производилось волисполкомами «хозяйственным способом», и ещё была так называемая «междудворка» – что-то вроде довеска к гужевой повинности, которой обременялись почти все крестьяне края1. Так вот, междудворка выражалась в том, что волисполкомы назначали к местам почтовых станций определённое число подвод с их хозяевами, которые и должны были там дежурить обговоренное число часов, участвуя в перевозке почт.
Советские деятели, хоть и благоволили хозяйственному способу, но не гнушались прибегать к старой системе – отдаче почтовой гоньбы с торгов, «победителями» которой чаще всего становились крестьяне зажиточные, по советской терминологии «кулаки». Эта система организации почтовых перевозок, господствовала в Сибири почти весь XIX век. Из «казны» выигравшему торги2 выдавалась разом вся сумма, запрошенная на ведение «почтового хозяйства». Взамен возлагались обязательства держать «под хомутом» определённое количество лошадей для перевозки почт и путешественников, содержать в порядке станционное хозяйство и транспортные средства. В прибыль же шли так называемые «прогонные» от командированных или едущих по частной надобности – деньги за найм лошадей.
Суровый 1920 год и в эту отлаженную систему внёс свои коррективы. В Томской губернии торги во многих местах заканчивались неудачей – стоимость фуража, ремонт сбруи и повозок, плата ямщикам и пр. – всё высчитывалось по твёрдым ценам, установленным советскими органами власти, – т.е. гораздо ниже рыночных. Это делало содержание почт делом совершенно нерентабельным: что-то надо было приобретать втридорога, да и то, если сможешь купить (например, колёсная мазь была в большом дефиците). Так что к концу лета подряды на гоньбу не были сданы и в половине волостей Томского уезда. Причём заметим, речь уже не шла, как встарь, о почтовых тройках, а о паре или одной лошади – лошади после всех реквизиций тоже былив большой цене.
«При сдаче гоньбы с торгов устанавливаются следующие расценки: 35.000 руб. с пары в год и 25.000 руб. в год с одиночки, но в данное время по таким расценкам гоньба из 50 волостей сдана лишь в 20 волостях, так как расходы по содержанию гоньбы значительно превышают сумму, определённую расценками, и потому желающих взять гоньбу не находится».
Специальная комиссия «предложила точно разработать смету расходов по содержанию гоньбы, которая выражается в стоимости фуража, исходя из расценок по твёрдым ценам, ремонта подвижного состава, ковки лошадей, стоимости смазочных материалов и содержании ямщика по тарифным ставкам, стоимости производственной одежды и прочих расходов по содержанию с двора, лошадей и экипажа.
Общая стоимость расхода гоньбы по вычислениям комиссии равняется 44.000 руб. в год за одиночку и 63.00 р. за пару»3.
Так что, когда в сентябре по Нарымскому тракту «в целях своевременной организации зимнего почтового сношения» отправился служащий, командированный отделом связи для проведения торгов для сдачи подрядов на перевозку почт (причём не на несколько лет или хотя бы на год – всего лишь на зимние месяцы), он уже имел, надо думать, обновлённые условия. Но вот добился ли он успеха?
…Как бы то ни было, органами власти уже ставился вопрос об унификации почтовой гоньбы по Томской губернии, а то и по всей Сибири…
Часть снаряжения ямщика: коробка-корневатик для хранения хлеба, рукавицы-голицы из кожи. Бытовали в Нарымском крае. XIX – начало XX века (фрагмент выставки ТОКМ «Чайный путь»)
Проект фасада и план для сооружения почтовой станции села Калтайского Томской губернии. 1832 год (из фондов ТОКМ)
__________________________________________________________________________________________
[1] Крестьяне со своими подводами должны были участвовать в перевозке из сельской местности грузов, прежде всего дров, заготовленных для учреждений Томска. Впрочем, некоторые селяне имели в этом отношении послабления, а то и освобождение, например, кустари, занимавшиеся выделкой саней, телег и других вещей, имеющих отношение к транспортировкам.
[2] Победителей торгов могло быть несколько. Они или брали на себя часть подряда, если действовали поодиночке, или весь подряд, работая артельно.
[3] Знамя революции.1920. 4 августа.