О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

26 октября. Обнаружили …новый народ?

68 / 367

Тарлаганов Г.Ф. возвращается из тайги. Чулымские тюрки. Томская область. 1951 год(из фондов ТОКМ)

 

В 1920 году в советской республике провели перепись населения. Она-то и выявила существование в Томском уезде нового народа – томских карагасов. Тогда их насчитали 458 душ. Последующая перепись 1926 года обнаружила во всём Сибирском крае уже более 2700 карагасов1.

Как же так, прежде пропустили существование целой народности?

Вообще этнографам и ранее было известно слово «карагас» – так называли небольшую народность Саянских гор, которая сегодня отчасти существует самостоятельно, отчасти влилась в состав тувинцев. Карагасов Восточной Сибири ещё называют тофаларами.

Но где Саяны, а где Томск? Учёные не могли этого оставить просто так.

В 1927 году сотрудник краеведческого музея Павел Григорьевич Иванов2 исследовал вопрос карагасов. Он выявил, что называющие себя так люди говорят на тюркском языке и на этом основании посчитал их представителями одного из живущих в Сибири тюркских народов. Таким образом, Иванов констатировал отсутствие в Томском округе отдельного «нового народа»...

Так что в переписи 1959-го карагасов уже не наблюдалось. Тем не менее, в делах личной родословной, народной памяти и разных документах нет-нет, да и всплывал этот загадочный этноним. Например, старые жители Причулымья говорили о карагасах, называя их ещё «кукольниками», потому что они вырезали человекообразных идолов и ставили их в дупла берёз.

Новый шаг в исследовании загадочных чулымских тюрков3 был сделан в исследовании известного этнографа Галины Пелих4. Она сравнила томских и саянских карагасов. Сходство обнаружилось:

– в самоназвании (и те, и другие использовали слова «карагасы» и «туба»),

– в построении летнего чума из бересты, в типах лыж, нарт;

– в обряде камлания прямо в воде для местного духа реки;

– в способе захоронения (оставляли тела умерших детей на поверхности, без закапывания в землю) и некоторых других моментах.

При этом томские карагасы имели в культуре также селькупские черты и в принципе довольно легко подвергались влиянию живущих рядом народов – тюрков и русских, – гибко усваивая элементы их культур.

Так что определение загадочного этноса сделало ещё один поворот, и сейчас карагасы, проживающие в Томской области, признаны отдельным народом. Правда, называют их чаще чулымцами. Можно встретить и другие наименования – чулымские татары, чулымские хакасы, чулымские тюрки, томские тофалары, мелесцы. Известны места их проживания – по берегам Оби и Шегарки, в низовьях Томи, на Чулыме. Основными хозяйственными занятиями карагасов являются охота на таёжного зверя и рыболовство. Генетический анализ показал, что чулымцы родственны не только с северными ненцами и энцами, но и с саянскими карагасами5.

В этнографии живёт идея, что народ осознаёт себя в кризисные ситуации, когда что-то угрожает его существованию, потому неслучайно Галина Пелих заканчивает свою статью о карагасах словами:

«…в годы коренной ломки старых устоев у них пробудилось чувство национального самосознания, что и было отмечено переписями 1920 и 1926 годов, которые неожиданно зафиксировали новую народность –карагасов».

 

Сидорова М.Ю. за ткацким станком. Чулымские тюрки. Томская область. 1951 год (из фондов ТОКМ)

________________________________________________________________________________________________________

[1]Народность и родной язык населения СССР // Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. : краткие сводки / изд. ЦСУ Союза ССР. М, 1928. Вып. 4 

[2]Тучков А.Г. Павел Григорьевич Иванов – исследователь томских карагасов (материалы к биографии) // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея: сборник статей Томск, 1996. Т. 9. С. 165–191.

[3] См. пост на сайте ТОКМ: Боброва А.И. Чулымские тюрки – кто они? (по материалам исследований А. П. Дульзона на Среднем Чулыме) 

[4]Пелих Г.И. Происхождение селькупов.  Томск, 1972.

[5]Чулымцы