Чтение газеты для группы солдат: вести с фронта. РСФСР. 1918 год (источник изображения)
В ноябре 1920 года в Томске впервые прозвучала так называемая «живая газета». Её ещё называли «устной». Такая форма агитации использовалась на фронтах советской России с 1918 года. Как донести до малограмотной или неграмотной массы большевистскую интерпретацию событий, смысл проводимых преобразований? Как красноармейцу, крестьянину, рабочему разобраться в лавине событий, новых явлений без чьей-то помощи? Потому так востребованы в то время были разного рода ораторы, агитаторы, пропагандисты, которых слушали с жадным вниманием.
Начиналось всё немудряще. Собирались, скажем, красноармейцы, и для них один или несколько человек зачитывали или пересказывали понятным для простых людей языком отобранные газетные публикации, разъясняли непонятные места, отвечали на вопросы «за жись». Кое-кто мастерски разбавлял серьёзный разговор шуткой. А кое-где ДАЖЕ старались разнообразить формы подачи, чередуя монологи с коллективной декламацией, прозу с частушками.
Это позже, уже в 1920-е годы, наберёт силу театрализованная форма живой газеты – выступления самодеятельных и даже профессиональных коллективов «живых газет» со своей «журналистикой» и агитбригадами, разыгрывавшими мини-спектакли на злобу дня. Историки различают на этом основании форму живой газеты от устной. Но в 1920 году в Томске то ли не знали об этой тонкости терминологии, то ли не придавали ей значения и своё мероприятие называли то так, то эдак.
«21 ноября в 7 час. вечера в «Доме крестьянина» редакцией «Знамени революции» и губернским отделением «СибРОСТа» был устроен первый в Томске опыт чтения живой газеты. Слушателей было до 300 человек. После вступительного слова т. Гобермана об устной (живой) газете, её задачах и значении были прочитаны передовые последние радиограммы в связи с общим военным и международным положением советской России, частушки о фронте «Дяди Саши», речь-статья о необхоимости увеличения посевной площади, сообщение о «домах матери и ребёнка», обзор деревенской жизни и частушки о деревне, обзор «по Томску» и частушки о «Доме крестьянина». Чтение радиограмм сопровождалось указанием на карте линий фронтов и последних завоеваний Красной Армии. В заключении были даны ответы на вопросы слушателей. Чтение газеты продолжалось полтора часа и было выслушано с огромным вниманием».
Как вы, возможно, догадались, основой для «живой газеты» послужил томский орган советской власти «Знамя революции». Именно там имелась рубрика «По Томску», публиковались стишата от «Дяди Саши».
Кстати, а вот и образец «творчества» последнего – что-то подобное звучало и в ноябре 1920 года в Доме крестьянина (интересно, за псевдонимом скрылся коллективный автор или чья-то конкретная персона?).
Деревенские частушки
«У бандуры рвутся струны,
На душе от песни жар.
Хорошо живут коммуны –
Стал я тоже коммунар.
Заиграли жилки в теле.
Я работаю в артели,
У деревни на виду
Нынче козырем пройду.
Я ещё вчера в деревне
Был оборванный батрак;
Жил голодный, очень скверно
И работал как дурак.
Разгуляюсь по дороге!
Кренделями ходят ноги.
Заживу теперь как свой
Я в коммуне трудовой»1.
Поскольку первый опыт чтения устной газеты прошёл удачно, предпоалагалось в «ближайшем будущем» устраивать читки на беспартийных конференциях, в залах гарклуба, «Интимного театра», Рабочего дворца2.
Но любопытно, что живая газета в Доме крестьянина оказалась не первым таким мероприятием на томской земле. В этом отношении на целую неделю губернский центр был опережён волостным – селом Ново-Кусковским Томского уезда. Мало того, создатели сельской устной газеты не воспользовались каким-либо готовым номером центральной или губернской прессы, а создали собственную!
«Местные политпросвет, райпартком и отнаробраз создали из своих сил редакционно-издательский коллектив, который выпускает устную газету «Голос Причулымья». 14 ноября в народном доме при переполненной слушателями аудитории прочитан первый номер газеты».
Содержание «номера» было следующим.
1) Передовица, война, обзоры по России и по Сибири и за границей – тов. Корныюк.
2) Стихи – тов. Анкудинов;
3) Продовольственный фронт – тов. Кузовлев;
4) Техника – тов. Рязанов;
5) История революции в России – тов. Мартьянов.
На будущее были намечены рубрики «Почтовый ящик» и «Обзор по району».
Как видим, использовались материалы разной тематики и разного «масштаба» – от местных до международных (соответственным образом интерпретированных), от сугубо просветительских (поднять культурный уровень «читателей») до откровенно агитационных. А «публикации» ориентированы именно на наличную аудиторию – на крестьян.
Правда, создатели «Голоса Причулымья» выразили сожаление, что «все участники газеты заняты работой в советских учреждениях чуть ли не по 18 час. в сутки и подготовка к очередным номерам газеты сопряжена с большими затруднениями»3.
Сцены из представлений коллектива живой газеты «Живая гиря» Транспортного потребительского общества (ТПО) Октябрьской железной дороги. Ленинград. Конец 1920-х годов (источник изображения)
Живая газета «Паровоз». РСФСР. [1920-е годы] (источник изображения)
Живая газета «Совкино». 1929 год (источник изображения)
_________________________________________________________________________________________
[1] Знамя революции.1920. 4 декабря.
[2] Знамя революции.1920. 23 ноября.
[3] Знамя революции.1920. 28 ноября.