О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

23 декабря. Доктор Джекилл

10 / 367

Рекламный плакат фильма «Доктор Джекилл и мистер Хайд». 1920 год

Источник: внешняя ссылка 

В каждом из нас борются две сущности – Добро и Зло.

И вся наша жизнь состоит из борьбы этих противоположностей.

Вступительные слова. Фильм «Доктор Джекилл и мистер Хайд», 1920 год[1]

В 1920 году американские режиссёры экранизировали сразу два произведения знаменитого шотландского писателя Р.Л. Стивенсона – «Остров сокровищ» (1881) и «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» (1886). От первой картины до нашего времени дошли только отдельные кадры, в то время как вторая уцелела полностью.

Фильм «Доктор Джекилл и мистер Хайд», снятый в 1920 году на студии «Paramount», не являлся первой постановочной версией этого сюжета: его не раз разыгрывали на сценических подмостках ещё в ХIХ веке, а в кинематограф он попал в виде двух короткометражек 1908 (не сохранилась) и 1913[2] годов. Однако «Dr Jekyll and Mr Hyde» 1920 года по-своему примечателен. Во-первых, это была первая полнометражная экранизация романа. Во-вторых, сценарий создавала женщина, что в те годы было редкостью, – журналистка и писательница Клара С. Беранжер[3]. И, наконец, фильм оказал заметное влияние на последующие экранизации и «монстризацию» визуального образа Хайда.

По сюжету доктор Джекилл – настолько добрый и чистый молодой человек, что окружение постоянно пытается его испытать. Из-за дурного совета сэра Карью герой сталкивается с внутренним конфликтом. Одна его часть стремится только к чистоте, а другая, животная, к пороку. Как учёный доктор Джекилл находит выход: он создаёт эликсир, разделяющий его на двух человек, Джекилла и Хайда. Раз уступив внутреннему чудовищу, Джекилл теряет над ним контроль, что приводит к трагедии.

 

Доктор Джекилл среди благодарных пациентов

Посвятив свою жизнь творению добра для других, разве вы не ущемляете собственное полноценное развитие?

Сэр Карью, фильм «Доктор Джекилл и мистер Хайд», 1920 год[4]

Сэр Карью советует Джекиллу не бегать от жизненного опыта, чтобы было, что вспомнить в старости
Джекилл сомневается, пить превращающий напиток или нет

Вторя сюжету, фильм построен на контрастах и двойственности. Актёр Джон Бэрримор перевоплощается не только с помощью грима, меняются взгляд и манера двигаться. Изначально актёр хотел использовать только свою собственную мимику, но, в конце концов, выбор сделал в пользу характерного грима, и стоит признать – с гримом Хайд производит сильное впечатление.

Доктор Джекилл и мистер Хайд

У Джекилла две возлюбленные, к которым тянутся две разные половины его души, и девушки отличаются внешностью, как день и ночь. Внешность обеих избранниц доктора меняется с ходом событий, ведь злоба Хайда отравляет всё вокруг.

Светлая Милисент притягивает Джекилла, а тёмная танцовщица Джина – Хайда
Милисент в начале и конце фильма

В фильме довольно мало декораций. Большая часть событий происходит в лаборатории Джекилла, совсем немного сцен снято в обстановке улиц Лондона, а финал вовсе застаёт нас на фоне кирпичной стены. Но в этой истории и впрямь не столь важна обстановка, как человеческие чувства и превращения. Сюжет движется динамично, даже несмотря на довольно длинные тексты. На них интересно смотреть, почти каждая заставка снабжена своей иллюстрацией, соответствующей событию – пробирки для разговоров про науку, курильница со струящимся дымом для указания смуты в душе героя, чудовища для деяний Хайда.

Декорации – лаборатория, стена дома Джекилла, улица Лондона

Фантастическое в фильме постоянно усиливается всё большими метаморфозами образа Хайда. Ближе к финалу снят сон Джекилла, когда с помощью наложения двух плёнок персонаж доктора, наконец, встречается с Хайдом. Наваждение является в облике паука с человеческой головой. Любопытно, что этот костюм придумал сам актёр.

Хайд после совершения преступления
Хайд является к Джекиллу во сне в образе паука с человеческой головой

Фильм вызвал у публики неоднозначную реакцию, от восторга до обвинений в том, что картина вредит психическому и физическому здоровью[5]. Тем не менее, Джекилл и Хайд постоянно возвращались на экраны в течение всего столетия, не теряя своей актуальности. Роман экранизировался почти 30 раз, а его главный герой неоднократно появлялся в совершенно чужих фантастических сюжетах, например, в фильме про трансильванских вампиров «Ван Хеллсинг» (2002) или в фильме про воскресение египетской принцессы «Мумия» (2017). Экранизировали его даже в Советском Союзе («Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» (1985), и доктора сыграл уроженец Томской области Иннокентий Смоктуновский[6].

Фильмы про «эффект Хайда» порой удавались, а порой нет, но, вне сомнения, «Dr. Jekyll and Mr. Hyde» 1920 года украсил «синематеку» мирового кинематографа, и его интересно смотреть даже современному зрителю.

Фрагмент фильма «Доктор Джекилл и мистер Хайд». Преображение героя. Актёр Джон Бэрримор. США. 1920 год

___________________________________________________________________________

[1]     Доктор Джекилл и мистер Хайд (1920) фильм // Мировое кино: сайт

[2]     Dr. JekyllandMr. Hyde– Д-р Джекилл и М-р Хайд (1913) [RUS]. Ссылка

[3]    Доктор Джекилл и мистер Хайд (фильм, 1920) // Википедия

[4]     Доктор Джекилл и мистер Хайд (1920) фильм… // Мировое кино…

[5]     Доктор Джекилл и мистер Хайд (фильм, 1920) // Википедия…

[6]    Странная история доктора Джекила и мистера Хайда // Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»