Сибирский лес. Фотограф К.Г. Тюменцев. Томская губерния. Начало XX века (из фондов ТОКМ)
1920-е годы в нашей стране называют «золотым десятилетием краеведения». Тогда широко развернулась общественная инициатива в области изучения края, создавались музеи, действовали кружки, «краеведные общества», экскурсионные бюро, выходили в свет соответствующие издания…
В Томске интерес к «родиноведению» проявился ещё до революции, причём в масштабе, намного превышавшем скромные рамки современного краеведения, ограниченного административными границами областей, районов… – Нет, вся Сибирь обнималась сибирскими «краеведами», весь огромный регион! А ростки «золотого десятилетия» взошли в Томске уже весной 1920 года.
Тогда начались вечерние занятия на курсах родиноведения. Инициатива их организации принадлежала Сибирскому научному кружку, действовавшему среди студентов Томского университета. Слушателями курсов стали учителя школ I–II ступеней и преподаватели этой дисциплины. Желавшие расширить свои знания по части того, что мы сегодня называем краеведением, тоже приглашались на занятия.
Организаторы курсов задавались целью дать основы знаний об особенностях сибирского региона, направить слушателей на самостоятельное расширение познаний и научить педагогов, как передавать эти знания ученикам. Прослушавшие лекции и выполнившие практические задания получали удостоверения.
Вокруг курсов возник ажиотаж (и это посреди тифозной эпидемии, голода и разрухи): слушателей набралось более 300. Такое количество желающих вызывало проблемы – даже большие университетские аудитории с трудом вмещали такую массу народа. В конце концов, по этой причине части желающим записаться на курсы пришлось отказать.
Занятия начались 1 марта и продолжались три месяца. Изучаемые предметы распределялись по трём циклам. Первый цикл включал историю Сибири, в том числе историю искусства. В этом же цикле читали лекции по археологии, физической и экономической географии, этнологии Сибири. Во второй цикл входили геология, ботаника, зоология с ихтиологией (интересно же, да?! Каких только специалистов не было в Томском университете!). Третий – методика преподавания родиноведения. Слушателей знакомили также с основами музееведения, нацеливая педагогов на работу по созданию школьных музеев.
На курсах вели занятия исследователи, уже завоевавшие авторитет в различных областях изучения Сибири. Виктор Фёдорович Смолин читал археологию, Василий Васильевич Сапожников географию, Николай Николаевич Бакай историю, Василий Иванович Анучин этнологию. Этнограф-сибиревед, один из организаторов занятий, Марк Константинович Азадовский вёл спецкурс «Изучение русской народности в Сибири» и т.д. Эти имена прекрасно знакомы всем, сколько-нибудь сведущим в истории сибирской науки.
Советом слушателей курсов (вот такая демократическая организация стояла во главе) было принято решение о составлении хрестоматии по сибиреведению, чтобы не только они, слушатели, могли пополнить свои знания в области такого востребованного томичами предмета, но и те, кто не попал в аудитории университета.
Русские: молодой купец с женой. Фотограф В.И. Анучин. Туруханский край, с. Сумароково. Начало XX века (из фондов ТОКМ)