О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

19 августа. Очарование в деталях

136 / 367

Рыфтин В. Затеевский переулок, 5. Ворота и забор. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)

 

Как уже сообщалось ранее, летом 1920 года томские художники, прежде всего сотрудники подотдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины томского наробраза, взялись за непосильный даже на современный взгляд труд – обследование всех старинных зданий Томска и его окрестностей. В перспективе предполагалось составление свода особо ценных памятников архитектуры. С 1920 по 1921 год занимавшиеся зарисовками видов города провели не меньше 20 обходов. Были обследованы почти 50 улиц и переулков старой части города, в том числе – Большая Подгорная, Загорная, Магистратская, Монастырская, Никольская, Солдатская, Нечаевская, Черепичная, переулки Затеевский, Монастырский и др. Основное внимание рисовальщики уделили деревянной архитектуре, хотя один обход посвятили каменным зданиям.

Не только старинные здания восхищали поклонников томской старины, но и другие архитектурные объекты. На зарисовках общего вида дома или улицы часто присутствовали ворота – как часть архитектурного ансамбля. А порой они становились единственным «персонажем» на картинке. Украшенные разнообразной резьбой, с «игрой» форм и размеров, с яркой окраской – они как будто вступали в горделивое соперничество друг с другом – кто в городе всех краше? Неудивительно, что некоторые из таких ворот как «высокохудожественное недвижимое имущество республики» деятели наробраза собирались поставить на госохрану.

Отдельные детали архитектурного декора старого Томска также ложились на бумагу. Например, наличники. Они были необходимы для защиты стыков окна и стены от попадания влаги, а когда-то имели ещё и магический смысл: узорочье их волшебных символов должно было защитить от тёмных сил. Язычество ушло, а традиция украшения наличников осталась. Окна дома, как глаза, становились подчас едва ли не самым выразительным и притягательным элементом. К тому же у каждого времени своё представление о красивом… Неудивительно, что вдохновлённые исследователи архитектурных красот старого Томска старательно выписывали украшения окон, да и другие детали домового декора.

Зарисовки большинства художников отличает реалистичность, достоверность, зачастую детализация передаваемых объектов, что позволяет использовать их для исторической реконструкции. Но, к сожалению, планам сотрудников подотдела (затем архитектурной секции) по созданию сводного труда особо ценных памятников местной архитектуры осуществиться не удалось. Но значительная часть их работ попала впоследствии в наш музей – более 200 архитектурных зарисовок города Томска, сделанных в основном в 1920 году.

И в заключении сделаем небольшой штрих к истории создания архитектурных зарисовок, в очередной раз направляющий нас к условиям повседневности 1920 года. Вы уже знаете, что фактически любое томское событие того времени несло на себе печать тотального дефицита. Так и тут. Плата художников за их терпеливую работу была невелика, а помогавшие им учащиеся художественных студий и вовсе трудились безвозмездно или ограничивались малой мздой. Хотя, как посмотреть. В условиях того времени малое, с нашей точки зрения, в 1920 году приобретало большую важность. Так, известно, что авторы-студийцы шести лучших работ получили поощрение от подотдела – им выдали ни много ни мало 4 листа чистой бумаги!1

 

Жегалов Н. Воскресенская улица, 19. Ворота. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)

 

Шиловский А. Банный переулок, 4. Ворота и забор. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)

 

Шиловский А. Знаменская, 8. Угол дома. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)

 

Берингов М. Татарский переулок, 19. Окно дома. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)

 

________________________________________________________________________________________

[1] См.: Донцова А.А. Зарисовки подотдела по делам музеев искусства и старины 1920–1921 гг. как источник по изучению архитектуры г. Томска // Баландинские чтения: сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина. Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина, 2014. С. 277–283