Жанна д'Арк на лошади. Иллюстрация рукописи Антуана Дюфура «Жизни знаменитых женщин». Франция, Нант. 1504 год (источник изображения: fr.wikipedia.org/wiki/Jeanne_d%27Arc)
Продолжим французскую тему нашего проекта. В 1920 году 16 мая «маленькая Жанна», «Великая Жанна» д’Арк была причислена католической церковью к лику святых.
Есть несколько версий даты её рождения – где-то между 1408 и 1412 годами в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье то ли обедневших дворян, то ли зажиточных крестьян Жака д’Арк и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме (римлянка) из-за её паломничества в Рим. С архивными документами того времени всё плохо, а потому в наличии исключительно нарративные, устные, источники. Все даты плавают. Не было человека, который с пером и хронометром в руках отследил бы доподлинный жизненный путь Жанны до её встречи с Дофином в начале марта 1429 года. Очень похоже, что и обстоятельства этой встречи были художественно прописаны народной молвой, а не зафиксированы протоколом… Зато весь дальнейший путь Жанны до самого конца, до костра 30 мая 1431 года, можно проследить по дням: где была, с кем говорила, что делала… Словно сама История не сводит с неё глаз. Великая Жанна, спасшая Францию и преданная ею. Прах её был развеян. Образ её был воспет во всех формах искусства – больших и малых. 7 июля 1456 года католическая церковь и король официально заявили, что она невинна, её доброе имя было восстановлено. Народ же знал это всегда.
ДЕРЕВО ЖАННЫ
Мне говорят, а я уже не слышу,
Что говорят. Моя душа к себе
Прислушивается, как Жанна д’Арк
Какие голоса тогда поют!
И управлять я научился ими:
То флейты вызываю, то фаготы,
То арфы. Иногда я просыпаюсь,
А все уже давным-давно звучит,
И кажется – финал не за горами.
Привет тебе, высокий ствол и ветви
Упругие, с листвой зелено-ржавой,
Таинственное дерево, откуда
Ко мне слетает птица первой ноты.
Но стоит взяться мне за карандаш,
Чтоб записать словами гул литавров,
Охотничьи сигналы духовых,
Весенние размытые порывы
Смычков, – я понимаю, что со мной:
Душа к губам прикладывает палец –
Молчи! Молчи!
И все, чем смерть жива
И жизнь сложна, приобретает новый,
Прозрачный, очевидный, как стекло,
Внезапный смысл. И я молчу, но я
Весь без остатка, весь как есть – в раструбе
Воронки, полной утреннего шума.
Вот почему, когда мы умираем,
Оказывается, что ни полслова
Не написали о себе самих,
И то, что прежде нам казалось нами,
Идет по кругу
Спокойно, отчужденно, вне сравнений
И нас уже в себе не заключает.
Ах, Жанна, Жанна, маленькая Жанна.
Пусть коронован твой король, – какая
Заслуга в том? Шумит волшебный дуб,
И что-то голос говорит, а ты
Огнем горишь в рубахе не по росту.
Арсений Тарковский (1959)