(Источник изображения: внешняя ссылка)
Отметим на страницах нашего проекта ещё одно событие, связанное с изучением Сибири в 1920 году, – красноярский музей командировал своего сотрудника А.А. Савельева на реку Кеть (правый приток Оби) для сбора этнографических коллекций. Событие интересно и своим успехом («улов» оказался богатым), и неординарной личностью самого исследователя.
Антон Антонович Савельев (1874–1942), петербуржец, выпускник университета, Археологического института, статистик по роду деятельности, книголюб-коллекционер по увлечениям, эсер по убеждениям. Именно из-за своей политической активности в 1909 году он был выслан в Енисейскую губернию на поселение. Деятельный ссыльный занялся открытием и для себя, и для науки малоизученного края. Русское Географическое общество помогло энтузиасту отправиться в экспедицию по Ангаре для сбора фольклора и этнографического материала. Очерки и статьи ангарского исследователя публиковались, между прочим, не только в Красноярске, но и в Томске.
В 1917 году революция сняла с Савельева статус ссыльного, и он вернулся в Петербург к родным, которых не видел 10 лет. Однако скоро судьба снова забросила его в Сибирь – приехав по работе в Пермь (то ли по исследовательской, то ли по эсеровской), он оказался в центре политической жизни. Так как он сотрудничал с «белыми» (был избран, между прочим, членом Пермской городской управы), ему пришлось при наступлении Красной Армии, покинуть Урал и двинуться с войсками Колчака на восток. Осенью 1919-го Савельев задержался в месте былой ссылки, где его знали и помнили.
Устроившись в Красноярске в музей Приенисейского края, он в 1920–1922 годах заведовал отделом русского быта, совершил ряд этнографических поездок по рекам Кеть и Чулым[1].
В 1920 году в верховьях Кети Антон Савельев собирал этнографический материал среди селькупского, эвенкийского и русского населения, отбирал предметы для музея (более 400 вещей – внушительное число!). При этом учёный старался отразить все стороны традиционной культуры жителей Прикетья, в частности селькупов данного региона – охоту, рыболовство, собирательство, домашние промыслы, религию. Савельев детально описал привезённые им предметы – берестяную посуду, накосные украшения, одежду, самострелы, луки, музыкальные инструменты, шаманские бубны. Для исследовательской и музейной работы крайне важно знать место и время создания предметов, обстоятельства их бытования и приобретения – всё это Антон Антонович указал в своих полевых отчётах – сразу видно работу профессионала! Более того, он даже зафиксировал селькупские названия предметов, давая информацию для лингвистических изысканий.
Невольный сибиряк вернулся в свой любимый город, уже сменивший своё название на Ленинград, в 1924 году. Деятельный член обществ «Старый Петербург – Новый Ленинград», Ленинградского общества библиофилов и других подобных, он был хорошо знаком городским краеведам и коллекционерам. Образованный человек, увлечённый коллекционер, Савельев являлся обладателем собраний редкостей, связанных более всего с Петербургом – Ленинградом: книг по истории города (7 тысяч!) гравюр, литографий и предметов бытовой графики, экслибрисов, ярлыков, открыток и пр. Переживаемые им финансовые трудности и сознание культурной ценности своих коллекций подвигло его передать часть собрания в музеи и библиотеки (что-то продал, что-то подарил), в частности в Государственную публичную библиотеку им были переданы документы по истории революционного движения в России. Ныне полученные от Савельева материалы хранятся в Государственном литературном музее, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга и др. Умер Антон Антонович в блокадном Ленинграде в 1942 году…
Но вернёмся в 1920 год. В 35-дневной экспедиции на Кеть Савельева сопровождал художник А.Г. Варгин – личность загадочная, поскольку о нём ничего неизвестно и иных работ кроме этнографических зарисовок, привезённых из Прикетья, не обнаружено. Зато тогда, в 1920 году, на Кети Варгин создал 110 рисунков, которые прекрасно иллюстрировали быт селькупов того времени. Работал художник по большей части акварелью, но также есть работы тушью и карандашом. Иногда это беглые эскизы предметов или разных частей поселения, культовых мест, а порой целые сюжетные композиции. Сложно переоценить работы Варгина – они до сих пор используются в качестве иллюстраций в литературе о селькупах[2]. Но даже вне их этнографического значения хочется сказать: рисунки Варгина не только точны, но и живописны, красивы, их интересно разглядывать…
[1]Киселева Л.И. Записи на книгах как исторический источник и проблемы банка данных // Библиотечные фонды: проблемы и решения. Электронный журнал-препринт, № 5, декабрь, 2003. Читать
[2]Губайдуллин Ф.Ф. Музыкальные инструменты традиционной исполнительской культуры селькупов: этноорганологический аспект: диссертация … кандидата искусствоведения. Москва, 2017. 327 с.; Баташев М.С. Коллекция селькупских предметов в Красноярском краевом краеведческом музее // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: материалы ХIII Западно-Сибирской археолого-географической конференции. Томск, 2005. С. 237–240.