О музее / Блог

От «Семейных «АзБук» к семейной истории

30 января 2020

Занятие «Семья патриархальная и семья советская», прошедшее в Северском кадетском корпусе 13декабря, – это  мостик между тем этапом, когда кадеты учились понимать людей пошлого, и началом нового, когда они будут это прошлое изучать.

Традиционное, патриархальное, общество – это общество веками проверенных связей и иерархий, в котором каждый участник общественных отношений точно знает свое место в обществе. Возможностей выбора у  человека, родившегося в патриархальном обществе, не так уж много,  но  зато  четко ясно, какие он имеет обязанности и права.

На вводной лекции сотрудник музея Т.Ю. Назаренко обрисовала идеальный образ традиционной семьи, пользуясь схемами, разработанными сотрудниками Тольяттинского краеведческого музея для программы «Семейые АзБуки»
(авторы Л.В. Черняева, А.В.  Смирнова, М.Н. Желтиков).

Она старалась   на живых примерах донести до  учащихся, что четко выстроенная вертикаль власти мужчины в патриархальной семье была определена суровой экономической необходимостью. Что статус главы семьи – это не только права, но и ответственность за всех членов семьи. Что женщина занимала в семье подчиненное положение, но это не исключало наличия сфер, где она была полноправной хозяйкой. Что в  случаях, когда за молодого человека его судьбу решала семья – это было не только ограничение его свободной воли, но и привлечение опыта  предшествующих поколений, уберегавших  молодого члена рода от  ошибок и разрушительного поведения.

Однако идеальная картина часто не соответствует реальности.  Конфликт традиции и личности, особенно острый в патриархальном обществе, был проиллюстрирован на хрестоматийных примерах. Семья не пускает талантливого ребенка учиться или заниматься любимым делом, потому что это расходится с семейными представлениями о возможном и достойном. Молодые вступают в брак по решению родителей, а не по личной склонности, и потом так и не могут сжиться друг с другом.  Большак (глава семьи – обычно старший мужчина по возрасту) утверждает свой авторитет любыми способами. Юношей потряс пример, когда в старообрядческой семье свекор вылил  полные ведра воды, принесенные  снохой  без его благословения, хотя путь до водоема был тяжелый и трудный. Так же обсуждалась невозможность  помочь, например, жене, в том деле, которое традиционно считается женским.

Поговорили и о таких темах, как защищенность женщины и ребенка в патриархальной семье. Право физической расправы над ребенком или женой было общепризнанным. Искать спасения от злоупотребляющего этим правом мужа в обществе было бесполезно. Уйти от мужа - даже в тех культурах, где развод был возможен, – экономическая и личная катастрофа (дети, как правило, оставались  в семье мужа). Отсюда  трагедии, вроде этой: «Домна Сергеевна Казакова вышла замуж за человека по фамилии Кириенко. Родила от него сына и дочь. Однажды Кириенко пришел домой пьяный, буянил, и Домна убежала и спряталась от него в хлеву. Дело было зимой, она сильно простыла и умерла. Девочка тоже умерла. Домне было 22 года».

В качестве другой идеальной модели была представлена модель советской семьи. На практике она была не так уж разительно отлична от патриархальной (сохранялась идейно-нравственная доминанта в лице идей коммунизма, авторитет родителей и старших вообще), однако  статус женщин и детей в ней был выше и личная свобода каждого члена семьи – тоже. Однако и тут  идеальная модель отличалась от реальной практики (например, работающую женщину от забот по дому никто не освобождает). А в случае столкновения патриархальной и советской модели возможен не просто конфликт, а трагедия. В качестве примера была приведена история семьи Павлика Морозова и тот факт, что для советских детей Павлик был героем. Ведь он поставил интересы  государства и строя выше  семейных связей.

Однако в большинстве случаев культурная ломка  в советских семьях шла не столь трагически. Т.Ю. Назаренко рассказала о семье своего дедушки – убежденного коммуниста, строившего  семейную традицию по советским эталонам. И он, и его жена работали, дочерей нацеливали на то, что они тоже должны работать и быть полезными обществу (одна стала педагогом, вторая – врачом). Дочери, создав свои семьи, уехали далеко от родительского дома. Однако от патриархальной семьи были сохранены авторитет родителей и уважение к старшим. А домом занималась опять же жена – дед  не отличался здоровьем и тянул общественную нагрузку.

После такого культурологического экскурса кадеты выполняли задание: надо было определиться, какие черты патриархальной семьи и семьи советской нравятся или не нравятся, причем во всех трех моделях: поведение мужчины (которым они станут в будущем), женщины (на примере матери и будущей жены) и ребенка (то есть та роль, которую они   играют сейчас). Затем нужно было аргументировать, какая модель им нравится больше и почему. Ведущая подчеркнула, что нет правильного и неправильного ответа. Каждый имеет право на собственное мнение и должен уметь  его аргументировать. 

Юноши ответственно подошли к заданию. Большинство, признав достоинство советской модели, все же предпочли  проверенную веками традицию. Только один кадет написал, что хотел бы родиться и расти в патриархальной семье, но взрослым  строить отношения с родными ближе к советским канонам, «потому что члены семьи могут между собой договориться, кто чем занимается». Отмечали, что в патриархальной семье роль, отводимая женщине, им нравится. Подчеркивали, что женщина – опора мужу, что  занята семьей и домом. Кроме ответственности мужчины  выделялось то, что мужчина был хозяином. И передавал по наследству все накопленное родом – и хозяйство, и нравственные ценности. Один кадет сказал, что в патриархальной семье ему не нравится жесткая власть  отца и традиции, а в советской – то, что работа оказывается важнее семьи и детей. Несколько человек,  рассуждая на тему моделей семьи, нашли, что советская модель более «строгая», при кажущихся правах женщины и детей. Негативно оценили вмешательство в семейные дела со стороны.

Педагог тоже высказалась за патриархальную семью, поскольку именно она давала ей ощущение стабильности  и важны были  в качестве  ценностей семья, дети,  и вера в Бога.

Особенно важно, что кадеты после выполнения задания  обсуждали с музейным работником свои мысли, и некоторые говорили, что лучшим вариантом было бы составить из  патриархальной и советской модели свою. Думается, что именно к этому выводу и старались подвести своих студентов авторы программы «Семейные АзБуки».

В следующем полугодии кадеты будут вести самостоятельные исследования, в том числе, возможно, кто-то выберет темой собственную семью.

Татьяна Назаренко
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея
им. М.Б. Шатилова
От «Семейных «АзБук» к семейной истории