Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление)

Развернутое описание проекта

Вехи истории Законодательной Думы Томской области – это периоды работы её созывов. С 1994 по 2019 гг. их шесть.

Первый созыв (1994-1997 гг.)

Это период становления новой системы государственной власти в стране, стартовавший трагическим кризисом осени 1993 года и первыми в новейшей истории федеральными парламентскими выборами. Это эпоха утверждения федерального устройства Российского государства, воплощения принципа разделения властей, формирования новых органов власти в регионах России. 27 марта 1994 года жители Томской области избирают первый в новейшей истории парламент, который тогда называется Томской областной Думой. Он начинает работу в условиях тотальной неопределённости по всем направлениям. В политике, в экономике, в социальной сфере, всем приходится действовать на свой страх и риск, а новоиспечённым областным законодателям – строить новые правила игры с нулевого цикла. Этот созыв регионального парламента закладывает базу регулирования:  разрабатываются основные процедуры законотворчества, в августе и октябре 1994 года принимаются первые законы Томской области. В 1995 году областные парламентарии принимают первый основной Закон субъекта Федерации – Устав Томской области. Областная Дума утверждает символы государственности Томской области – её флаг и герб, назначает в августе 1995 года  первые в истории выборы Главы Томской области, которые проходят в декабре того же года. В период первого созыва акционируются крупные государственные экономические активы, начинается денежный этап приватизации государственной и муниципальной собственности, формируются принципы формирования и функционирования областного бюджета. Неизбежные при таких трансформациях экономические трудности заставляют с колёс выстраивать систему социальной защиты граждан.  Первый созыв не только реагирует на вал проблем, который накатывает на областную законодательную власть со всех сторон. Областная Дума в этот период начинает проактивную социально-экономическую политику: принимает закон о благоустройстве, разрабатывает законодательные акты об энергосбережении, принимает меры по поддержке предпринимательства.

 

Второй созыв (1997–2001 гг.)

Это время активных, хотя и не всегда успешных попыток федеральной власти стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране и запустить процессы устойчивого развития на рыночных принципах. Правительство России принимает соответствующие среднесрочные программы, осуществляет меры по финансовой стабилизации, пытается выстроить систему привлечения частных инвестиций в народное хозяйство. В этих условиях и Томская область задумывается о стратегии своего экономического развития в новых условиях. Областные законодатели активно участвуют в разработке и реализации Газовой программы Томской области, ведут работу по привлечению частных инвестиций в стратегическую отрасль областного хозяйства – нефтедобычу, развивают программы поддержки малого бизнеса и активно участвуют в судьбах «старой экономики» – предприятий Томской области, вынужденных проходить болезненные процедуры финансового оздоровления. Этот созыв депутатов Государственной Думы Томской области (она теперь называется так) выстраивает региональную систему финансового контроля – создаёт Контрольную (ныне Контрольно-счётная) палату Томской области и впервые обращается к проблематике развития инновационной экономики, приняв соответствующий Закон Томской области. В период второго созыва областной парламент выходит на международную арену – председатель Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцев как член Совета Федерации по должности становится и членом Парламентской ассамблеи Совета Европы.

 

Третий созыв (2001–2006 гг.)

В этот период в стране – время стабилизации и роста. Социально-экономическая система в целом сложилась и теперь активно достраивается и настраивается. Федеральные законодатели активно принимают базовые кодексы законов. Впервые запускаются национальные проекты развития («Сельское хозяйство», «Здравоохранение», «Образование» и «Доступное жильё»). Масштабным реформам подвергаются система социального обеспечения («Монетизация льгот»), судебная система, система местного самоуправления и система государственного управления. Томская область идёт в тренде этих процессов – создаётся двухуровневая система муниципалитетов, на территории региона начинает работать Седьмой Арбитражный апелляционный суд, формируется масштабная региональная стратегия инновационного развития,  в Томске создаётся технико-внедренческая зона, а томские инновационные фирмы выходят на мировые рынки. В этот период Томск становится центром событий федерального масштаба (400-летний юбилей областного центра) и даже масштаба мирового (Российско-германские консультации на высшем уровне в апреле 2006 г.). Областные законодатели разрабатывают многочисленные регулирующие акты по муниципальной реформе, по национальным проектам (в том числе, по поддержке сельхозпроизводителей), по социальной политике, в том числе по поддержке молодых талантов и учёных.

 

Четвёртый созыв (2007–2011 гг.)

Это противоречивое время характеризуется одновременно и экономическими потрясениями (мировой финансовый кризис) и попытками общенациональных прорывов и масштабных проектов. Государство на федеральном уровне инициирует активную политику инновационного развития, создаёт крупные центры этого развития (Сколково), реализует комплексные пакеты антикризисных мер, формирует национальную демографическую стратегию и вводит в действие её  инструменты, такие как материнский капитал. Томская область развивает инновационную особую экономическую зону, поддерживает томские вузы в их успешной борьбе за статус национальных исследовательских университетов. В эти годы на Томской земле рождается акция «Бессмертный полк», которой суждено общенациональное будущее. Областной парламент в этом созыве меняет свою структуру – в нём появляются парламентские фракции, а также и название – с 2010 года он называется «Законодательная Дума Томской области». Областные законодатели вводят должность уполномоченного по правам ребёнка, совершенствуют функционал должности уполномоченного по правам человека, изменяют принципы бюджетного устройства (вводится трёхлетний бюджет) и особым законом запрещают публичные азартные игры в нашем регионе.

Пятый созыв (2011–2016 гг.)

В этот период в жизни страны происходят значимые события международного масштаба. Страна вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО). В 2014 году в состав России возвращаются Крым и Севастополь, что влечёт за собой масштабные внешние экономические санкции и ответные ограничительные меры. В этом же году принимается Федеральный закон «О национальной системе стратегического планирования» от 28.06. 2014 г. №172-ФЗ, закладывающий нормативные основы формирования национальных стратегий развития. Томская область форсирует формирование своей инновационной стратегии, создаёт инновационный территориальный центр «ИНО-Томск», запускает проект молодёжного инновационного форума U-NOVUS, принимает Стратегию социально-экономического развития на период до 2030 года. Законодательная Дума Томской области разрабатывает и принимает пакет важных законов: «О промышленной политике», «Об инновационной деятельности в Томской области», «О государственно-частном партнёрстве Томской области», «О промышленных (индустриальных) парках в Томской области». Также впервые в новейшей истории на законодательном уровне определяется статус и общие принципы работы областного парламента – принимается Закон Томской области «О Законодательной Думе Томской области».

 

Шестой созыв (2016 г. – настоящее время)

В России – это время постановки масштабных задач на будущее. В мае 2018 года принимаются 12 новых национальных проектов, ставящих амбициозные цели по всем ключевым направлениям социально-экономического развития страны. Утверждается Стратегия пространственного развития России. Проходят знаковые международные события – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, Чемпионат мира по футболу. Томская область продолжает движение по траектории комплексного инновационного развития – создаёт территорию опережающего развития (ТОР) в ЗАТО Северск, формирует инновационный территориальный кластер «SMART TechnologiesTomsk». Областные законодатели работают над мерами социальной поддержки населения, актуальность которых серьёзно возросла в связи с общим санкционным давлением и необходимостью общенациональной мобилизации, проводят мониторинги областных законодательных актов в связи с меняющимся федеральных законодательством, формируют нормативную базу для реализации национальных проектов.

 

Новейшую историю России, Томской области и её регионального парламента нельзя назвать ни простой, ни лёгкой. Польза ретроспективного взгляда  в том, что он позволяет наряду с острыми и болезненными проблемами (а такие есть всегда и дают о себе знать постоянно)  увидеть позитивные результаты, накопленные за долгий период ежедневной регулярной работы. Законодательная Дума Томской области – тому хороший пример. Начав свою деятельность внутри мощного исторического хаоса, областной парламент за 25 лет работы сумел этот хаос обуздать и преодолеть.

В работе сегодняшней Законодательной Думы проблем не меньше, чем 25 лет назад. Но это уже другие проблемы, связанные не с борьбой с всеобщей разрухой, а с регулированием трудного, иногда медленного, но позитивного движения вперёд.