Выставки / Выставки / Виртуальные выставки / Законодательная Дума Томской области: 25 лет в жизни региона и страны (выставка-рассказ, выставка-исследование, выставка-размышление) / Законодательная Дума Томской области II Созыва (1997–2001)

Совершенствование федеративных отношений. Принятие федеральных законов, обеспечивающих разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации

Важнейшим механизмом отношений Центра и субъектов Федерации стало разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов. Статьями 71 и 72 Конституции РФ определены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, региональными законами.

В Российской Федерации основополагающим законом, определяющим общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В главе IV.1 закона формулируются общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В частности, здесь регулируются вопросы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения.

Также Вступивший в силу в 1999 году Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» определяет и регламентирует права и обязанности субъектов Российской Федерации при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей, подчёркивает значимость в этом процессе органов исполнительной власти субъектов РФ, а также консолидирующую роль федеральных министерств при выработке стратегии на внешнем рынке. В Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ в статье 6 разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

 

Литература:

  1. Чистяков С.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. – 2005. – № 10. – С. 17–21
  2. Байрамова Н.Ю. Принципы наделения компетенцией субъектов Федерации как элемент конституционно-правовой системы Российской Федерации. // Юридический журнал. – 2012. – № 5. – С. 26–27.