Подготовка к спектаклю «Чаинское восстание 1931 года» (Опыт документального спектакля в музее), постановка которого осуществляется на средства фонда В. Потанина в рамках грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» планомерно движется к своей кульминации. В сентябре должна состояться премьера.
20 июня творческая группа собралась на очередное совещание, для того, чтобы обсудить конструкцию сцены, декорации и костюмы участников спектакля.
Профессиональный театральный художник Алена Борисовна Шафер представила публике макет разборной сцены с подвижным экраном, а также эскизы костюмов актеров.
Изготовленная в макете сцена дает возможность представить себе вид и устройство сцены настоящей. Разработка легко модифицируется под нужды различных помещений. Разборная конструкция позволит не только структурировать сценическую площадку, но и использовать детали в качестве музейных подиумов. Небольшая группа работников сможет легко смонтировать и демонтировать ее, не смотря на то, что в оригинале вес конструкции будет примерно 800 килограмм.
Продумано оформление сцены. Так в качестве декораций собираются использовать не только изготовленную для спектакля бутафорию, но и подлинные предметы. «Разумеется, я учитываю необходимость обеспечить сохранность музейных предметов, - не раз подчеркнула Алена Борисовна, - И для тех экспонатов, которые должны по ходу пьесы оказаться в руках актеров будут изготовлены копии».
Зрители увидят на сцене архивные дела, фотографии и оружие. Продумано и художественное решение финала спектакля. Завершив действие, актеры уходят со сцены. При этом они разворачивают экран, и перед зрителями оказывается огромное зеркало. В котором они видят себя. Некоторое время люди сидят и смотрят на свое отражение, сосредотачиваясь перед началом обсуждения.
Не смотря на то, что героями пьесы являются современные люди, и действие происходит в современном музее, костюмы актеров требуют особого подхода, чтобы максимально полно раскрыть содержание пьесы. Тем более, по ходу пьесы актеры должны переодеться, разделяясь на две противостоящие друг другу группы: повстанцев и сторонников Советской власти. И это деление необходимо подчеркнуть визуально, чтобы облегчить зрителю восприятие текстов архивных документов. Перевоплощение должно быстро произойти прямо на сцене.
По замыслу художника часть элементов одежды должны легко выворачиваться наизнанку. Поясняя эскизы, она не раз комментировала: «Этот элегантный кардиган преображается в шинель, простая современная куртка – в крестьянский армяки или командирский френч. Символическое значение имеет обувь, вернее – в случае с повстанцами, ее отсутствие. А представители Советской власти будут обуты в сапоги. Сапоги также будут использованы как элемент оформления сцены в финале. Когда актеры уйдут, они унесут с собой и все предметы, кроме сапог, стоящих на переднем плане, перед зеркалом.»
Если макет сцены члены группы единогласно одобрили, порекомендовав только добавить в оформление элементы повстанческого оружия – вилы, топоры, косы, то решения образов актеров вызвали больше споров. В частности костюм Ксении было рекомендовано в целом переработать, чтобы создать образ крестьянки-спецпереселенки.
Этап по созданию художественного проекта спектакля не завершен.
Мы будем признательны за вопросы, предложения и идеи от наших читателей.