О музее / Новости
19 сентября 2016

Опять окаянная обойдёт?

Опять окаянная обойдёт?

«Томск: пейзаж после «битвы»?» (проект – победитель Конкурса музейных проектов Программы Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение»; Российский фонд культуры; руководитель проекта – С.В. Перехожев).
Проект предполагает создание экспозиции – своеобразной площадки для дискуссии об исторической судьбе и перспективах развития Томска, обойдённого в своё время транзитной железной дорогой.

Завершается этап анализа музейных коллекций, которые могли бы быть задействованы
в будущей экспозиции. И уже сейчас, в рамках рабочей группы, идут жаркие концептуальные споры.
Отправная точка споров – обойдённый Транссибом Томск.

Хорошей иллюстрацией «обойдённого Томска» является сатирическая открытка более чем вековой давности «Опять окаянная обошла!». На ней Томск, в облике то ли мещанина, то ли купца, в каком-то отчаянно-безнадёжном порыве смотрит вслед проходящему мимо города поезду. В его позе – и удивление, и злость, и досада.

Хорошей иллюстрацией «обойдённого Томска» является сатирическая открытка более чем вековой давности «Опять окаянная обошла!». На ней Томск, в облике то ли мещанина, то ли купца, в каком-то отчаянно-безнадёжном порыве смотрит вслед проходящему мимо города поезду. В его позе – и удивление, и злость, и досада.

Как случилось, что административная «столица» огромнейшей территории оказалась на обочине истории? По чьей воле (или каким-то козням?) индустриальный рывок, который сделала Сибирь в первой половине XX века, произошёл без Томска? Можно ли смириться с тем, что «молодой и рьяный» Новосибирск, выросший из периферийного села теперь свысока глядит на Томск?

Конечно, утешением болезненного самолюбия томичей может служить сожаление Петра Аркадьевича Столыпина, что Транссиб обошёл Томск стороной и это, по заверению
Столыпина, было большой ошибкой в проектировании и строительстве. Но томичам-то
что от этого сожаления? Тем более что известный российский реформатор добавил при этом, что исправить сию ошибку не представляется теперь возможным.

Действительное ли Столыпин сожалел? Или лицемерил, дабы подсластить горькую пилюлю, которые томичи вынуждены были поневоле проглотить?

Конечно, можно было бы тешить себя доводами, что железная дорога не только радости
и блага сулит, но и издержки несёт. И говорить, что пусть не кичатся своим ростом Новосибирск, Омск, Красноярск и прочие «прижелезнодорожные городишки». Мы мол – всё равно остаёмся «Сибирскими Афинами» - культурной столицей всей Сибири!

Не в этом ли проявляется комплекс неполноценности Томска, отсечённого некогда Трансибом? Не от того ли в Томске расклеиваются предвыборные плакаты и разъезжают
автобусы с надписью «Вернём губернии былое величие!».  А «Стратегия развития социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года прямо декларирует одну из важнейших миссий Томска – «Город Томск
в Сибири – СИБИРСКИЕ АФИНЫ».

Что это: фантомная боль от потери «былого величия», или действительно оправданные амбиции, стремление укрепить позиции города, как города высокой культуры, как города больших возможностей для реализации творческих идей, как города – обладателя и хранителя уникальной архитектурной среды, представленной образцами деревянного зодчества рубежа XIX – XX веков?

Ограничится ли Томск только этими «культурными» амбициями? Или, всё-таки, ему доведётся пропустить транзитную железнодорожную магистраль сквозь себя и, тем самым, обеспечить долгожданный (более века ждали!) экономический рывок? Во всяком случае, эти «железнодорожные» амбиции сейчас активно проявляются. Примером тому –  последние стратегические планы («Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года» и «Концепция социально-экономического и пространственно-территориального развития агломерации «Томск – Северск – Томский район», разработанные в 2015 году). Вчитаешься в эти планы – дух захватывает! В них, в этих планах, – и строительство железнодорожной магистрали от Лесосибирска – через Белый Яр – в Тюменскую область; и прокладка железной дороги на Бакчар, к железорудному месторождению; и прокладка железнодорожного полотна по левобережью Оби от Томска – на Чажемто…

 

 

А что, может быть и сложатся все пазлы наших ожиданий и амбициозных планов в реалистичную картину экономически мощного и уникального своей культурой Томска? Как знать… Несомненно одно: без усилия и старания томичей – вряд ли что получится!

Вот и стараемся. Мы, музейщики,- своими методами и своими инструментами. В том числе – путём реализации проекта  «Томск: пейзаж после «битвы»?»