О музее / Блог

ТОМСКИЕ ТАТАРЫ

10 мая 2017

Томские татары – народ с интересной многовековой историей. Они сформировались из трёх тюркоязычных групп – эуштинцев, чатов и калмаков и входят в восточную группу сибирских татар. Термин «томские татары», «томские люди» начали употреблять с начала XVII в., относительно эуштинцев и других мелких тюркоязычных групп, населявших Притомье до прихода в Сибирь русских поселенцев.

Группа томских татар начала формироваться к концу XVI в. Её основу составили тюркские племена, проживавшие в окрестностях будущего г. Томска. Это эуштинцы, подданные князя Тояна, принявшего в 1604 г. русское подданство и другие мелкие группы тюрков: басандайцы и евагинцы (тигильдеевцы), населявшие Притомье ещё до прихода русских (эти группы объединились с эуштинскими татарами); чатские татары, поселившиеся в бассейне р. Томи в период русской колонизации во второй половине XVII в., и белые калмаки, в этот же период осевшие вблизи г. Томска и принявшие в 1662 г. русское подданство. Тесные хозяйственно-культурные связи, поддерживаемые чатами, эуштинцами и калмаками на протяжении XVII–XIX вв., привели к их объединению в особую этническую группу, испытавшие сильное воздействие пришлого народа бухарцев (узбеков, таджиков, казахов, уйгуров) и поволжско-приуральских татар. Объединению, конечно, способствовало окружение с другой культурой и религией (русское православное), но сплочение не выработало своего единого самоназвания, кроме как закрепило название «томские татары». В прошлом, среди томских татар, существовали разные этнические самоназвания яушталар (эуштинцы), цаттыр (чаты), калмактар (калмаки), наряду с которыми были и общие названия «исашные» (искаженное «ясачные», то есть платящие ясак – налог пушниной), «инородцы».

Томские татары входят в группу под названием сибирские татары, самоназвание сибиртатарлар, которая состоит из трёх разрозненных этнических групп: томских, барабинских и тоболо-иртышских татар. Появление самоназвания сибиртатарлар было обусловлено усилением притока с XVII в. в Западную Сибирь бухарцев, поволжских татар и возникновением необходимости отличить себя от пришлых.

Основная часть томских татар в настоящее время проживает в г. Томске и Томском районе Томской области: селениях Чёрная речка, Тахтамышево, Эушта, Барабинка, Казанка, Кафтанчиково, Калтай, Курлек, Воронино, Алаево. Пришлое татарское население сосредоточено в селениях томских татар, а также в ряде других посёлков области: Ново-Исламбуль, Жуково, Иштан Кривошеинского района; Батурино Кожевниковского района; Тукай Зырянского района; значительная часть татар, работающих на нефтепромыслах, проживает в г. Стрежевом. Несколько деревень томских татар находится в Колывановском районе Новосибирской области Юрт-Оры и Юрт-Акбалык, в Кемеровской области Юргинском районе д. Зимник, Сар-Саз и Яшкинском районе д. Юрты-Константиновы. Численность татарского населения на территории Томской области, по данным переписи населения 2010 г. составляет 17029 человек.

Большая часть томских татар принадлежит к мусульманской конфессии суннитского толка. Сунниты – последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда. Признание законности правления первых четырёх халифов. Ислам стал распространяться в Сибири со второй половины XVI в. проповедниками из Средней Азии и Казанского ханства. К томским татарам мусульманская религия пришла в XVI–XVII вв., это связывается с событиями, происходившими в Западной Сибири после распада Золотой Орды, с первыми русскими городами начала XVII в. (Томск, Кузнецк), куда потянулись с товарами бухарцы. В начале XIX в. степень влияния ислама тюркских групп Притомья была уже значительной. На протяжении XIX – начала XX вв. шло стремительное умножение мечетей в самых населённых центрах томских татар. Ислам играл определяющую роль в духовной сфере и быте томских татар, формируя образцы поведения в семейной и общинной жизни мусульман.

Итак, томские татары – этнос, который воспринял в себя веяния, как тюркских народов, так и каноны исламской религии. В Томском областном краеведческом музее хранится коллекция предметов татарского быта. Состоит она из типичных для сибирских татар предметов культуры и быта, которые отражают самобытность народа и, в тоже время, позволяют проследить взаимосвязи с культурами других народов, в том числе и тех, которые пришли в Сибирь в ходе её освоения (русские, поволжские татары). В составе коллекции имеются уникальные предметы материальной культуры томских татар, в частности чатов. Наиболее интересными из них являются атласное свадебное платье; орнаментированные жемчугом, бисером, металлическими нитями бархатные женские головные уборы (калфак); расшитые растительным и геометрическим орнаментом (выполненным цветными нитями) мужские головные уборы (тюбетей); мужской пояс с бляхами в виде полумесяцев; серебряные браслеты, выполненные путём ручной выколотки, колыбель, комыс (музыкальный инструмент).

Познакомиться с коллекцией можно на сайте музея http://catalog.tomskmuseum.ru/tat/

Казаков Гайса с женой. Тахтамышево.
1954 г.
Фото А.П. Дульзон.
Источник: фонды Томского областного краеведческого музея
Калфак.
Источник: фонды Томского областного краеведческого музея
Тюбетейка.
Источник: фонды Томского областного краеведческого музея
Е.В. Лилявина
Научный сотрудник Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова
ТОМСКИЕ ТАТАРЫ