Многочисленные шкафы и стеллажи этих фондов хранят остановленные мгновения прошлого Томска. Фотографии, пленки, фотопластины, графические зарисовки, городские пейзажи и портреты… Мы не можем вернуться в то время, но эти экспонаты помогут узнать о нем больше, живее ощутить атмосферу минувших эпох. О фонде изобразительного искусства, фотофонде и коллекция икон и предметов культа областного Краеведческого музея нам рассказала их ответственный хранитель Анна Брянская. Именно с ее помощью «Афише» удалось выяснить, кто и для чего обычно обращается в фонды, зачем картинам подушки, а также увидеть икону, написанную…на черепе рыбы!
Наше знакомство с фондами начинается с коллекции графики. Выполненные в этой технике работы боятся света, поэтому их хранят по определенным жестким правилам. Рисунки обязательно нужно упаковать в папки или поместить в драйверы, специальные шкафы, где удобно держать графику, поскольку у них длинные, просторные, но не глубокие ящики. Работы закрываются полупрозрачной бумагой, она хорошо защищает предметы от пыли. В одной папке обычно держат не больше 15 рисунков, и, конечно, не нужно создавать большую стопку папок.
- Если хранить графические работы неправильно, на свету, то они выцветут, - поясняет Анна Брянская. – Впрочем, все предметы со временем стареют, как их не оберегать. Каждый это может заметить на примере одежды. Нарядные платья для выпускного вечера обычно потом годами висят в шкафу. Казалось бы, что там с ними может случиться? Но через несколько лет станет видно, как вещь изменилась, поскольку процессы старения не остановить. Наша задача - максимально их замедлить. Ведь музейные коллекции, которые мы храним, должны как можно дольше служить людям - исследователям, студентам, и просто всем желающим познакомиться с историей и культурой нашего города, нашей страны.
Среди наиболее интересных экспонатов в фонде графики Анна Брянская выделяет коллекцию архитектурных зарисовок, созданную в 1920-х годах томскими художниками. Каждый писал в своей манере, поэтому рисунки не похожи друг на друга.
- Эти замечательные рисунки рассказывают нам об истории нашего города, его улиц и домов, - отмечает Анна. – Практически на каждой зарисовке указан адрес, художники подписывали, что именно изображено на их работах. Но эта графика интересна не только потому, что на ней запечатлены виды Томска. Авторы всех рисунков – профессионалы.
Правда, заметно, что со временем бумага пожелтела. Далеко не все работы сделаны на качественных листах. Надо учитывать, в какой сложный период для жизни страны они создавались. Иногда художники делали зарисовки на обратной стороне каких-то дореволюционных документов.
Живопись хранится в фонде изо на стеллажах. Для таких картин не вреден свет, их не нужно тщательно прятать в темноту. Когда-то в фондах Краеведческого музея было значительно больше живописи. Музей, созданный в 1922 году, хранил много замечательных работ русских и западноевропейских художников. Но в 1982 году в области был основан Художественный музей и именно туда передали большую часть живописи из фондов Краеведческого.
- В Краеведческом остались картины с томскими пейзажами, - рассказывает Анна. - Город писали разные художники, в основном на работах мы видим зимний Томск. Например, вот «Октябрьский взвоз», который запечатлел Черемин. Некоторые, когда смотрят представленную у нас живопись, жалуются, что картины мрачные и серые. Но ведь зима в Томске действительно выглядит весьма уныло, небо обычно пасмурное, так что художники не погрешили против истины. Хотя есть и белоснежные зимние пейзажи. К примеру, такова «Томская зимка» Евтихиева. Конечно, не все работы посвящены зиме. Вот интересная с точки зрения краеведения картина самодеятельного художника Денисова, благодаря ей мы можем узнать, как выглядела в 1954 году площадь Батенькова.
Также в фонде немало разных портретов. Много изображений вождя пролетариата Ильича, в том числе и копии с известных портретов. Можно увидеть и других прославляемых в СССР коммунистов, например, Дзержинского. «Идеологические» работы поступали в музей, в первую очередь, из различных организаций города. Гордится музей авангардной работой Нади Леже, запечатлевшей томскую писательницу Галину Николаеву. А у некоторых экспонатов свои увлекательные истории. Одна из них связана с «портретом неизвестной». Именно под таким названием в музее хранилась работа, одна из первых поступившая в музей.
- Портрет был потемневшим, загрязненным, - вспоминает Анна Брянская. – Его отправили на реставрацию, и наш реставратор Наталья Добрынина в процессе работы над ним выяснила: это не неизвестная, а неизвестный! На портрете изображен мужчина. Более того, удалось прочитать подпись художника. Так стало известно, что написал портрет Владимир Позднеев, художник, родившийся в 1867 году, в 1890-х-учившийся в Академии художеств. Сведений о нем мало, но все равно какую-то информацию удалось раздобыть, вытащить из небытия.
Если присмотреться к стеллажам, то становится заметно: картины, стоящие на полках, разделяют специальные подушечки. Это два пришитых к краям веревки мешочка. Такое приспособление накидывается на картину, и с помощью подушечек удается избежать соприкосновения работ и повреждения холстов.
Кого же привлекают коллекции, хранящиеся в фонде ИЗО? - Поработать с музейными предметами может любой! – утверждает Анна. – Для этого нужно обратиться в администрацию музея, написать заявление на имя директора, попросить разрешения поработать с определенной коллекцией. Чаще всего в этот фонд обращаются исследователи и студенты. Например, не так давно три студентки ТГАСУ писали по нашим материалам свои дипломные работы, связанные с архитектурой Томска.
Графические зарисовки города при необходимости могут стать хорошим подспорьем для реставраторов.
В фонде изо около 7 тысяч предметов (точное число станет известно, когда окончится очередная сверка предметов). Но фотофонд еще обширнее - он один из самых больших в музее, только самих снимков здесь хранится около 30, а еще есть негативы, пленки, фотопластины… Правда, места эти экспонаты занимают немного, всего несколько небольших шкафов, где стоят коробочки с конвертами, в которых прячутся от света фотографии.
Фотофонд очень разнообразен:
- Это и личные архивы, которые нам передают семьи, и работы томских фотохудожников, принесенные ими в наш фонд, и снимки из экспедиций, - отмечает Анна Брянская. - На фотографиях мы можем увидеть городские улицы, они представляют для нас особый интерес. Благодаря снимкам мы знаем, как выглядел Томск прежде. Есть снимки конца XIX века, альбомы с видами города тех времен. Но современные фотографии нас тоже привлекают. То, что сейчас кажется обыденным, через годы, возможно, окажется уникальным экспонатом. Время идет, забываются улицы, люди…Фотографии, рисунки и предметы из наших фондов – словно островки памяти.
О некоторых снимках, хранящихся в фонде мало что известно, нет информации когда и где была проведена съёмка, и это можно узнать только внимательно рассмотрев фотографию. Если речь идет об уличных пейзажах, то иногда определить эпоху помогают светофоры, уличные таксофоны, троллейбусные провода, одежда прохожих.
Фотофонд – один из самых востребованных в музее, именно сюда чаще всего приходят посетители:
- Можно сказать о трех главных причинах интереса к фотографиям, - поясняет Анна. – Приходят в фонд наши научные сотрудники, когда они готовят выставки, то без снимков им обычно не обойтись. Обращаются исследователи, те, кто пишут работы об истории или архитектуре Томска. Появляются у нас и дарители, те, кто когда-то сдал архив в музей или их родственники. Вернуть коллекции им назад мы не можем, но они всегда могут посмотреть на фотографии или сделать их копии.
Хранятся на стеллажах фонда и видео. Например, в большой жестяной коробке лежит более 30 лет пленка с фильмом об истории Томска. Она ждет своего часа – пока оборудования, чтобы оцифровать запись или просто посмотреть ее, в музее нет.
Среди любопытных экспонатов фонда - коллекция киноафиш советских времен. Яркие плакаты 1950-х годов позволяют узнать, какие китайские, мексиканские и прочие ленты шли в Томских кинотеатрах.
Коллекция культовых принадлежностей - самый небольшой из тех фондов, за которые отвечает Анна Брянская. В нем собраны иконы и различные атрибуты церковного богослужения, лампады, кресты, элементы облачения священнослужителей. Большинство из них связано с православием. Один из самых удивительных экспонатов – это икона, написанная… на черепе рыбы! В прошлом году ее можно было увидеть на выставке «Сибирская Атлантида». Во время подготовки выставки даже сделали научное открытие: оказалось, что икона написана не на черепе осетра, как думали много лет, а на черепе сома. Информации об этом необычном предмете совсем немного:
- Это поступление 1920-х годов, к сожалению, больше никаких подробностей об иконе мы не знаем, - поясняет Анна. – можно предположить, что это был не профессиональный художник, хотя он явно тяготел к академической традиции. Сюжет, изображенный на иконе, называется «Восстание Христа из гроба». Как такая работа была возможна чисто технически? Загрунтовали череп, нарисовали, покрыли лаком, так и появилась на свет икона на черепе. Пишут же и на стекле, на холсте, на дереве… Рыба – один из символов христианства. Но иконы на ее черепе встречаются редко. Они были распространены в западных областях российской империи и в Поволжье. Вероятно, кто-то привез работу оттуда в Сибирь. Либо ее автор – переселенец, и перебрался в Томск из тех краев.
В фондах можно найти множество других привлекательных или поразительных предметов, но увидеть за один раз несколько десятков тысяч предметов мы не сможем, поэтому все-таки покидаем помещения, расположенные в глубине музея. Напоследок выясняем у Анны главные сложности и плюсы ее работы.
- Труднее всего организовать хранение в соответствии с нормами, поскольку в музее нет специального фондохранилища, - говорит Анна Брянская. - Часто не хватает простых вещей – профессиональной упаковки, оборудования, которое облегчило бы работу. Картины у нас до сих пор стоят на стеллажах, хотя уже существуют специальные раздвижные решетки, позволяющие на меньшей площади хранить больше работ. Иногда много хлопот доставляет описание предметов, хотя, с другой стороны, это и увлекательное дело. Порою приходится долго изучать специальную литературу, в том числе различные справочники, словари, вызывающие доверие сайты в интернете… На атрибуцию предмета может уйти даже несколько недель. Проходит много времени, прежде чем, наконец, на бумаге появляется то описание, на которое смогут опираться в своих работах исследователи. А привлекает больше всего меня в моем деле разнообразие. Коллекции, которые я храню, очень разные, поэтому каждый день узнаешь что-то новое, чему-то учишься. Можно сказать, что процесс обучения идёт постоянно. Это интересно. И в нашей работе нет, даже не может быть «потолка», предела для развития. Такого, чтобы хранитель мог сказать «Теперь я знаю все», не бывает никогда.
Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина
Источник: Томский обзор