Библиотека / ПУБЛИКАЦИИ О МУЗЕЕ

Музейные тайны: фонд металла и пластмассы

Источник: Томский обзор
Этот фонд просто впечатляет своим разнообразием! Здесь можно увидеть самовары, утюги, физические приборы, подсвечники, швейные машинки, дореволюционные баночки от косметики, загадочные агрегаты, чья судьба до сих пор не выяснена и много других занимательных вещей. Все эти, уже ставшие историей предметы, нам показала Анна Куралесова, ответственный хранитель фонда металла и пластмассы Томского областного Краеведческого музея.

После просьбы показать необычные экспонаты, Анна ведет нас к стеллажам, заставленным самоварами. Прежде чем снять с полок оригинальные экземпляры, она надевает перчатки. Без них в работе с металлом не обойтись:
– У нас на руках множество мелких капилляров, из них выделяются капельки пота, жира, и они, несомненно, попадут на предмет, после чего начнут его разъедать, в итоге металл покроется патиной, - объясняет Анна Куралесова.

Один из редких самоваров – это пасхальный, по форме похожий на яйцо. Такая встречалась не часто, чай из подобного прибора пили обычно только на пасху. Томский самовар – «домашний», рассчитанный на 3 литра воды, такой подходит для семейного торжества, а не для больших застолий. А вот в трактирном самоваре можно приготовить больше 10 литров, такие внушительные варианты прибора для приготовления чая в фонде музея тоже есть. Более того, иногда из них до сих пор можно попить чай, в прошлом году один из таких самоваров был задействован в музейной ночи.
Делали самовары на Руси обычно из меди, самыми распространенными формами были «банка» и «рюмка», реже встречались «шары», еще реже – пасхальные яйца. Совсем диковинкой считалась «дуля» или «груша». Впрочем, в Кемерово в музее вообще можно увидеть самовар в форме паровоза.

Много в фонде металла утюгов. Когда-то они подразделялись в зависимости от веса. Легкая «единица» подходила в основном для разглаживания дамских рюшечек на платьях. Самой ходовой считалась «тройка», а больше всего весила «десятка». Первые электрические утюги тоже были очень тяжелыми. Терморегуляторов на них еще не устанавливали, как только прибор нагревался, выдергивали штекер и скорее начинали гладить.
Один из самых необычных утюгов – это спиртовой. Он работал не за счет угля или электричества. В его механизм наливали спирт, поджигали, и платформа нагревались. Такие чудеса техники были распространены в Америке, там создан и наш экземпляр. В России этот вариант утюга не пользовался популярностью. Переводить спирт на глажку казалось людям слишком странным делом. Мужья просто не позволяли женам тратить ценный продукт на хозяйственные нужды.

Различаются хранящиеся в фонде швейные машинки. Некоторые экземпляры выглядят очень просто, такими пользовались в небогатых семьях. А есть такие эффектные приборы, как швейная машинка знаменитой американской фирмы «Зингер», встроенная в специальную декоративную и функциональную тумбочку с узорами и многочисленными ящиками. Она была создана в 1914. В тот год началась Первая мировая война, изменившая мир, но продолжали производиться бытовые, полезные вещи.
О некоторых экспонатах фонда пока сложно сказать что-то определенное. Один шкаф можно назвать «стеллажом невыясненных предметов». Часть из стоящих на нем вещей – обгоревшие. Они когда-то обитали в филиале музея в Коларово, а затем там случился пожар. Предметы пострадали, сгорели бирки с номерами, и теперь их судьбу пытаются определить с помощью сверки всех многочисленных экспонатов, принадлежащих музею.

Один старинный предмет уже много лет вызывает дискуссии. В начале его определили как печатный станок, спрятанный в одном из томских подвалов. Мол, в царские времена на нем печатали оппозиционные листовки. Но дальше исследователи пришли к выводу, что все прозаичнее, и странный агрегат, вероятно, всего лишь гладильный станок для утюжки простыней.
Только недавно удалось выяснить судьбу металлической плашки, поступившей в музей в самом начале его истории, в 1918 году. Думали, на ней изображена просто лошадь, но оказалось, это деталь большого православного креста, и лошадь вовсе не лошадь, а покорный агнец, ведомый на заклание. Определить судьбу этого предмета помогли консультации с коллекционерами в интернете.

Пока не отреставрирован найденный в плачевном состоянии российский герб. Такие до революции было принято вешать на ворота больших имений. Но в будущем он, вероятно, сможет пригодиться для создания колорита на выставке, связанной с той эпохой.
Можно увидеть в фонде умывальники разных эпох. Похожий на чайник предмет с двумя носиками, такие в 18-19 веке были очень распространены в России, их брали с собой, когда отправлялись на полевые работы. Иначе выглядит советский металлический умывальник, которые часто встречались в деревнях и садовых участках:
- Его ценили, поскольку в нем было видно отражение, удавалось обойтись без зеркала, - рассказывает Анна. – Правда, чистили их не все правильно, наш предмет это доказывает – из-за неправильного ухода у него повреждена поверхность.

Отдельный шкаф таит в себе экспонаты времен Великой отечественной войны – котелки, каски, мины (естественно, уже безопасные).
Привлекает внимание своеобразный сложный прибор, который оказывается устройством для обеззараживания воды импульсами электрического разряда. Прежде в музей передавали много предметов с кафедр физики и химии, вузы тесно работали с музеем. Теперь дают приборы только на выставки, на время, поскольку университеты решили формировать собственные музеи.
Трогательно смотрится пионерский барабан – дети подписывали на нем, кто именно играл на этом инструменте.
В советское время было принято дарить в подарок работы, созданные с помощью чеканки, технологического процесса выбивания на металлической пластине определенного рельефа. Теперь такие картины можно найти практически только в музеях.

Различные сувениры попали в фонд металла и пластмассы после расформирования томского училища связи. Это типичные для советского времени вещи вроде маленького «настольного» мавзолея, вида красной площади. Был в коллекции училища и вряд ли полезный для них предмет – манометр от соответственного томского завода.
Любопытны старинные металлические упаковки – можно увидеть и баночку для вазелина начала 20 века, и советские витамины, и крем от загара. А вот подробности про фляжку с петербургским бальзамом вряд ли удастся выяснить из-за коррозии металла. Снять ее можно в специальном растворе, но тогда с предмета слезет весь красочный слой, и прочитать ничего не удастся.

Как сегодня пополняется музейный фонд?
- Многие предметы приносят из семейных архивов, - поясняет Анна Куралесова. – После того, как мы объявляли по телевидению, что примем в дар старинные вещи, был заметный всплеск. Правда, предметы внушительных размеров мы принимали не все. Например, если швейная машинка такой же модели в музее уже была, то взять еще одну не получалось, поскольку в фонде, к сожалению, очень мало места для хранения экспонатов. Но если предмет интересный, то, конечно, его примут с радостью. Так в прошлом году в музее работал дворник, который привез нам в фонд швейную машинку российско-китайского производства под названием Butterfly (бабочка).

Где можно увидеть предметы из фонда металла? Иногда они появляются на выставках в музее. Недавно письменные приборы и лампы понадобились для съемок телевизионной программы – надо было создать антураж кабинета ученого в конце 19 века.
В завершении нашей беседы Анна Куралесова призналась:
- Люблю я свои «железки». Они мне интереснее, чем драгметалл. Хотя работать с ними сложно физически – почти все предметы тяжелые. А мужчин в фондах мало, помочь некому…
…Но, впрочем, зачем искать логическое обоснование симпатии к непростому в обращении, но привлекательному фонду металла? Ведь никакая патина или коррозия не лишит эти абсолютно непохожие друг на друга предметы очарования старины, а, напротив, только усилит его.
Текст: Мария Симонова
Фото: Мария Аникина
Источник: Томский обзор