Источник: Pro et Contra
Кто делает историю – массы или отдельные личности? Этот вечный вопрос, мучавший многих политиков, писателей и ученых неожиданно встал перед участниками юбилейных торжеств, которые были приурочены к 75-летию Нарымского музея политической ссылки, филиала Томского областного краеведческого музея.
Рассветы в Нарыме холодные и серебристые от тумана и росы. В этом убедились художники из Ярославля, Кемерово, Томска, Красноярска и Парабели, которые приехали на пленэр, и сотрудники областного краеведческого музея. Последние готовили свой филиал — Нарымский музей политической ссылки — к 75-летнему юбилею. Спали музейщики на сене прямо в музейных «чертогах» — в каталажке и селькупской землянке. Полное погружение в историю нашло свое отражение и в обновленной экспозиции. Она не только физически помолодела, но и изменила научную концепцию.
История Нарымского края начинается с рассказа о богатырях из рода большого лося. Именно так называет профессор ТГУ Людмила Чиндина предков современных селькупов. А завершается экспозиция культурой и бытом нарымчан в советское время. В этом тоже есть историческая правда: сегодня село живет за счет школы, музея, клуба и торговли, потому что леспромхоз и рыбзавод закрыли еще в 90-е.
16 августа в этот серебристый колорит нарымского пейзажа ворвались яркие краски праздника. Музейная усадьба украсилась кумачовым транспарантом и такими же флагами.
В честь 75-летия музея решено было устроить маевку. Хотя политические ссыльные свои маевки проводили за городом, в Колином бору, но теперь там опасно — медведи ходят, да и не стоит тревожить старый погост в бору песнями и плясками, без которых и праздник — не праздник.
Протяжные романсы о нелегкой доли пел под гитару Александр Мезенцев, попурри из советских песен исполнил Юрий Миргородский под аккомпанемент Бориса Еремеева, а гимн Нарымскому краю — парабельский фольклорный ансамбль «Русская душа».
Песни в повестке маевки шли как часть работы интерактивных площадок, где чеканили юбилейную монету,
проводили мастер-классы,
угощали сибирским чаем
и даже показывали звезды в мобильном планетарии.
Саму повестку огласил Вячеслав Шевченко. Он же предложил избрать в президиум почетных гостей — заместителя губернатора по внутренней политике Владимира Жидких, начальника департамента по культуре и туризму Павла Волка и главу Парабельского района Александра Карлова.
Далее согласно повестке шел сказ о музее. Предваряя его, директор Томского областного краеведческого музея Святослав Перехожев заметил,
что история музея отражает историю нашей страны, яркую и неоднозначную, но какие бы задачи не ставились, всегда неизменным оставалось стремление его сотрудников бережно хранить уникальные предметы, отражающие историю Нарымского края.
К таким предметам можно отнести номер газеты «Красного знамени» от 29 июня 1948 года. На первой странице Константин Чумичев сообщал об открытии 27 июня в Нарыме музея имени Сталина. Газета пожелтела, поистерлась на сгибах, но вполне возможно прочитать, что на торжество прибыл пароход «Пролетарий» из Томска с передовиками производства и учеными томских вузов, что залы были украшены лепниной, а на окнах стояли ажурные решетки с мотивами грузинских орнаментов. Сегодня нет в музее того помпезного убранства, но в последнем зале стоит бюст Сталина – это уцелевший фрагмент пятиметровой скульптуры.
Некогда гипсовая копия работы народного художника СССР С. Меркулова встречала теплоходы с туристами на берегу Оби. На том, что это копия, а не оригинал настаивал депутат Законодательной думы Томской области Лев Пичурин: «Оригинал стоял на входе в Волго-Донской канал».
Вместе с другими гостями праздника он знакомился с передвижными выставками и музейной усадьбой, где стоит домик крестьянки Ефросиньи Алексеевой, у которой и квартировал «невзрачный грузин» — таким запомнили молодого Иосифа Джугашвили старожилы-нарымчане.
— Еще в 1938 году Новосибирский обком партии принял решение о создании здесь музея, — рассказывает научный сотрудник Нарымского музея Любовь Мирошкина. — Специальная комиссия прибыла сюда для сбора материала. Ефросинья Ивановна Алексеева, у которой квартировал Сталин, в то время еще была жива. У нас в фондах хранятся стенографические записи и аудиозаписи на магнитной ленте, где она вспоминает, что в сентябре 1912 года ее старший сын Яков отвез квартиранта на обласке к пароходу, который шел до Сургута, а буквально на второй день после отъезда Сталина пришли его товарищи и стали забирать книги. Она попыталась возражать: «Что делаете? Как я буду с жильцом рассчитываться». Но они сказали: «Не волнуйся, он больше сюда не вернется».
Однако вернулся… Почти таким, каким изобразил ссыльного Джугашвили в карандашном рисунке журналист «Красного знамени» Чумичев — молодым, в белой косоворотке и черном пиджаке. Сталин — Илья Гваракидзе гулял по музейной усадьбе, никому не отказывая в фотографировании, а выступая на маевке, поздравил музейщиков и подробно рассказал историю своего пребывания в ссылке и побега из Нарыма.
— У меня нет желания сделать один в один Сталина, у меня есть желание понять этого человека, — признается актер, участвовавший в анимации музейного праздника. Анимация или театрализация – один из способов привлечения внимания к музеям. «Увы, одной экспозиции уже недостаточно, чтобы народ пошел на выставку», — сокрушается научный сотрудник Томского областного краеведческого музея Зоя Игнатенко.
Причину она видит в постмодернистком клиповом сознании, которое господствует не только в культуре, но и поразило уже психологию современного человека. В качестве аниматора поработал и Василий Ханевич, директор мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» — на празднике он «заведовал» орудиями пыток – топором и колодками да и сам ходил в костюме лейтенанта того самого НКВД.
Преемственность наказаний. Но у Ильи Гваракидзе была личная причина приехать в Нырым: в 1927 году его прадедушка был сослан сюда как меньшевик, здесь он встретил свою любовь, женился, родил сына (дедушку Ильи), и умер молодым от чахотки.
В день открытия случилось еще одно маленькое чудо. Житель Нарыма, изображавший коменданта в интерактивной композиции в музее, вечером, гуляя по берегу Оби, нашел медную копейку 1774 года с сибирскими соболями на гербе. Такие монеты сегодня большая редкость, но у этого фартового «коменданта» богатая коллекция подобных речных находок. Поэтому последнюю он подарил сотруднику областного краеведческого музея Марине Лоскутовой, а та передала бесценный дар в экспозицию Музея политической ссылки.
Автор: Татьяна Веснина
Источник: Pro et Contra