Архив / История в документах

"Художник живописанiя..."

102 / 130

Вадим Матвеевич Мизеров
(1889-1954)
График, педагог
 
16 мая – очередная годовщина рождения «мастера чистой акварели, томского Чистякова» Вадима Матвеевича Мизерова, одного из самых ярких сибирских художников.
 
… В фондах научного архива музея при исследовании  творчества и жизни Мизерова В.М.  в 2014 году среди прочих документов были обнаружены уникальные рисунки художника.  Рисунки интересны сами по себе тем, что это, вероятно, черновые варианты будущих работ, или работы, которые не вошли в известные каталоги.
Кроме того, в архиве музея хранятся документы, сданные женой Мизерова В.М. – Гладковой В.М.
Это уже тоже произведения искусства! На полях письма – рисунки автора.

Известное изображение самого себя – «Художник живописания…»

«Художник живописания…»

Очень интересный факт обнаружения наброска для в будущем ставшей известной работы «У рояля», 1929 г.

«У рояля», 1929 г.

Мизеров всем своим существом исповедовал в творчестве идею живого, эмоционального языка акварели, наделяя его нотами грустного гротеска или «значительности незначительного». Художник, как никто другой из его окружения, воплощал ностальгию по своему детству и юношеским идеалам. Эта ностальгия чувствуется  в большинстве его работ и придает им обаяние «Мира искусства – второго поколения». И в этом, пожалуй, их искренность и неповторимость.

«Большая часть его работ была создана в любимом Томске и посвящена непарадному, меланхолическому Томску, городу небольших улочек, старых домов и синих сумерек. Ему нравилась Вечеря города, где небо влажно, как море, а океан серебристых тополей безбрежен, как небо. На чем бы ни останавливался взгляд мастера, все превращалось в «пластическое событие». Он, как истинно русский художник, был романтичен в отношении к будничному, неизменно скрывающему в себе возвышенное».

 

Информация о работах:

Работы, хранящиеся в Архиве ТОКМ:

1. Наброски. Возможно, к будущей работе «У рояля»

Описание работы:

Размер работы             – 16,3 х 17,0

Материал                        – плотная бумага. Тушь.

Название и дата           – отсутствуют.

Но, если это работа «У рояля», то дата – 1924 год.
Возможно, это «За домашним заданием», дата – 1920 год.
В наброске – девушка у рояля, дама с прической, рука девушки.
Лист 28

 

2. Акварельный рисунок с изображением лошадей.

Описание работы:

Размер работы         – 18,5 х 14,3

Материал                    – плотная бумага. Акварель.

Название и дата       – неизвестны, [1924-1930 гг.]

Изображены лошади на площади, мужчина на мостке, смотрящий на лошадей, другие люди (женщина в платке, мужчина в шляпе). Рисунок яркий, насыщенные цвета.

Подпись: авторская подпись «В.М.» в правом нижнем углу.
На оборотной стороне работы – фрагмент акварельного чернового рисунка, с изображением птицы.

Лист 30

 

3. Рисунок карандашом. [« Мальчик»]

Описание работы:

Размер работы      – 20,0 х 24,0

Материал                 – плотная серая бумага. Карандаш.

Название и дата    – неизвестны.

Возможно, если это работа – «Мальчик», то 1922 год (Ф.1. – Оп. 6. – Д. 70а. – л. 45).
Без подписи, на темно-серой бумаге, оторваны углы бумаги слева и справа внизу.

Лист 34

 

Информация о возможных названиях и датах работ получена в архивном деле.
Архив ТОКМ. – Ф. 1. – Оп. 6. – Дело 70 а. – 69 листов

 

4. Автобиографический рисунок. «Художник живописания»

 Описание работы:

Размер работы    – 11,5 х 17,4

Материал               – плотная бумага. Акварель.

Название                – «Художник живописания».

(«художники-футуристы (а они, к счастию, еще есть в школе. Пришли в подобных костюмах, что есть …с губешкой свистят, смеются. Но мы хладнокровно относимся к ним..»)

Дата – 1920-е годы.

Описание работы: автобиографический набросок. Вложенный в письмо. Яркая акварель. Посередине листа заметный сгиб.

 

Архив ТОКМ. – Ф. 4. – Оп. 17. – Дело 7. – «Письмо Мизерова из Казани»

Общее название дела – «Переписка Гладковой В.М. Письма, фотографии. 19201992 гг.», листов 597

 

 

Подготовила заведующая  научным архивом
Ольга Тимофеева
16.05.2016 

С подробностями дел вы можете ознакомиться  в архиве музея.