Архив / История в документах

Река не всякому покоряется.. (к дню Строителя – о мостостроителях области)

59 / 130

По обыкновению, разбирая документы и материалы очередного архивного фонда  (Управления строительства и автомобильных дорог Томской области) нашла на первый взгляд самое обыкновенное Приглашение.. Но, открыв его, поняла, что Приглашение это на совсем не рядовое событие! А именно  – приглашение на открытие моста через р. Обь! Которое состоялось совсем недавно. Всего лишь 30 сентября 1987 года.

Почему такая реакция? Потому  что мне, не коренной томичке, казалось всегда, что мост через р. Обь вообще существовал всегда.  ..

И столько много  интересного узнала об этом важном сооружении. Чем и спешу поделиться …

Официальная информация:

Мост через р. Обь или Мостовой переход через р. Обь «Обход с. Мельниково».

Соединил постоянной транспортной связью с г. Томском шесть районов области.

Стоимость мостового перехода – 27,3 млн. рублей (цена 1987 года!).

Длина мостового перехода 5,88 км.

Полная длина моста 645 метров, площадь 9800 кв. м.

Период строительства: 1982-1987 гг. Сдан в эксплуатацию 30 сентября 1987 года.

Уложено 13,45 тыс м3 железобетона, сварено 14 км сварных швов.

  

Неофициальная информация (воспоминания):

( когда моста не было)

… Пройдут года, забудут все о том,
Как выстроившись в очереди, ждали
Машины, люди старенький паром
И, как всегда, паромщиков ругали.

И ожидая долгой переправы,
Садились молчаливо у реки,
И кепочки на голове поправив,
Смотрели в сторону из - под руки. …

Немного истории:

В 1982 году Мостоотряд № 101 (генеральная подрядная организация) приступил к строительству уникального сооружения – мостового перехода через реку Обь у села Мельниково в Шегарском районе Томской области на автомобильной дороге Томск-Каргала-Колпашево. Стройке был присвоен титул «комсомольско-молодежной» союзного значения. Мостовой переход был на три месяца раньше срока введен  в эксплуатацию 30 сентября 1987 года. Длина моста через реку Обь составила 645 метров, длина всего мостового перехода 5,88 километров.

При строительстве этого сооружения были применены передовые в отечественном мостостроении технологии в климатических условиях Сибири.

  

Этот  мост стал вторым по  величине в области после нового моста через Томь. «Обской красавец» соединил Томский, Шегарский и Кожевниковский районы и сделал берега Оби любимым местом отдыха томичей. Кроме того мост имеет сейчас и стратегическое значение – как перспективный выход на Северную широтную дорогу, в Молчановский, Чаинский и дальше – Парабельский и Колпашевский районы.

  

 «Мост через реку Обь (в Мельниково), - вспоминает директор «Мостотряда 101» Василий Николаевич Музалев, - моя первая большая любовь. Он был очень сложным. Хотя, конечно, все мосты интересные, одинаковых нет. Нет ни одного, с которым не возникло бы проблем. То ледостав, то ледоход, то паводок. Река ведь не всякому покоряется … У нас реки дикие, даже Томь два-три раза в год меняет уровень воды… Как-то, в октябре, уже встал лед, мы вышли на опоры, а вода поднялась и пошла, все баржи посрывало….»

Директор «Мостотряда 101»
В.Н. Музалев и председатель Думы
Б.А. Мальцев

… «Утро начиналось только с разговоров «Ну как там дела на этой заколдованной опоре? Опять прорвало? Переживали все. И сами мостовики, и дети , и жители поселка Победа. Равнодушных в этот период не было…»

..Река старалась будто сбросить
С себя бетон, металл, людей
Хотела их заставить струсить
И отказаться от затей…

Но!

И мостовик, окинув взглядом
Творение рук своих,
Вдруг поверит – вот он рядом
Итог его трудов земных !

Более подробно  можно ознакомиться с документами  в архиве музея.

Подготовила
заведующая научным архивом музея
Тимофеева Ольга Юрьевна

9 августа 2018 года