О музее

История музея

Томская общественность мечтала о создании общедоступного музея еще в ХIХ веке, но все усилия по его созданию, предпринятые на рубеже ХIХ–ХХ вв., оказались неудачными. Между тем в Томске было много образованных людей, которые хотели создать «храм муз», и много частных коллекций, которые могли бы стать основанием для фондов музея.

Зима 1920 г. Еще несколько недель назад Томск был прифронтовым городом в братоубийственной войне. Однако именно в это лютое время вновь возникла идея создания в городе музея. И работа эта не терпела отлагательств. Требовалось спасти хотя бы часть предметов искусства и старины, гибнущих, растворяющихся бесследно в вихре революции.

Еще в декабре 1919 г. в Томске при подотделе искусств Губернского отдела народного образования была сформирована секция по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в которую вошли:

профессора Б.Л. Богаевский, Б.П. Денике, В.Ф. Смолин,
архитектор А.Л. Шиловский,
студент Томского университета И.М. Мягков.

В мае 1920 г. секция была преобразована в подотдел: художник-архитектор А.Л.  Шиловский стал его председателем, секцию по охране художественных памятников возглавил художник М.М. Берингов, археологическую – профессор В.Ф. Смолин, музейную – профессор Б.Л. Богаевский. С октября к ним добавляется еще одна секция – архитектурная. В июле 1921 г. подотдел реорганизовали в Губернский комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Губмузей), заведующим которого был назначен художник А.Н. Тихомиров.

А.Л. Шиловский у стенда со своими работами
1920 г.
А.Н. Тихомиров.
1950-е гг.

Эти люди положили начало формированию первых музейных коллекций и собраний, в том числе и за счет реквизированного имущества, спасая от уничтожения культурные ценности, которые сегодня являются достоянием Томской области.

14 февраля 1920 г. после осмотра Архиерейского дома (бывшей усадьбы золотопромышленника И.Д. Асташева ) комиссия приняла решение об открытии в ней «Музея старины и революции».

Художники, архитекторы, преподаватели университета по крупицам собирали разбросанные войной и революцией предметы, имевшие художественную и историческую ценность.

18 марта 1922 г. была развернута первая экспозиция, которая состояла из 7-8 залов с выставленными коллекциями по палеонтологии, археологии, этнографии (они должны были показать развитие человечества), мебельной и восточной коллекциями. Также здесь были залы живописи и архитектурных зарисовок Томска. Этот день считается Днём рождения музея. В октябре этого же года музей получил название «Томский краевой музей».

 

Узнать о первой экспозиции больше вы можете на страницах нашего блога

Открытие Томского краевого музея: «История Томска обогатилась ещё одной датой…»

Открытие Томского краевого музея: «История Томска обогатилась ещё одной датой…» (2 часть)

Открытие Томского краевого музея: «История Томска обогатилась ещё одной датой…» (3 часть)

Открытие Томского краевого музея: «История Томска обогатилась ещё одной датой…» (4 часть)

Открытие Томского краевого музея: «История Томска обогатилась ещё одной датой…» (5 часть)

 

В мае или июне 1922 г. А.Н. Тихомирова уволили, деятельность Губмузея, основавшего музей, была приостановлена, и музей на полтора года стал второстепенным учреждением при Доме просвещения.

Летом 1922 г. новым директором был назначен И.М. Мягков, и музей снова ожил. И.М. Мягков совершил этнографическую поездку к хантам Сургутского края, из которой он привез коллекцию бытовых предметов, а художница Проскурякова Л.П. передала музею первые предметы кулайского литья, найденные крестьянином при распашке целины в селе Подгорном.

Осенью новым заведующим музеем стал Шатилов Михаил Бонифатьевич. 12 лет работы этого замечательного человека можно назвать «Шатиловским периодом» – когда музей с небольшим штатом в 3-5 человек, работавшими по совместительству, и несколькими десятками внештатных сотрудников, корреспондентов и практикантов стал одним из самых авторитетных учреждений края. Именно в это время музей приобрел государственный статус и впервые финансировался как самостоятельная организация. При музее работали Совет Томского краевого музея (1924–1933 гг.), Общество Изучения Томского края (1925–1928 гг.), Общество по изучению художественного творчества Томского края (1925–1926 гг.). При музее действуют лингвистический, этнографический кружки и кружок любителей старины, активную помощь которому оказывает выдающийся просветитель П.И. Макушин. Практически каждый год проводились экспедиции, материалами которых пополнялись фонды музея:

1922–1928 – И.М. Мягков, археологические экспедиции

1924 – З.С. Гайсин, южная окраина Кузнецкого уезда – шорцы

1924 – М.Б. Шатилов, Нарымский край – остяко-самоеды, тунгусы

1925 – М.В. Бородкина, д.Иткара на р.Томи – русские

1926 – М.Б. Шатилов, экспедиция по р.Вах – остяко-самоеды, тунгусы

1927 – М.Б. Шатилов, экспедиция по Зачулымью – русские старообрядцы

1927 – П.Г. Иванов – томские татары

1927 – Г.Х. Иогансен, Нарымский край – пушные промыслы и рыбные угодья

1927 – П.Т. Дронов, Коларовский район – кустарные промыслы

1928 – П.Г. Иванов – чулымские татары

1928 – М.Б. Шатилов, экспедиция по р.Шегарка – русские старообрядцы

1930 – И.М. Мягков, Нарымский край – ханты

Предметы из этнографических сборов
М.Б. Шатилова 1926 г.
Фотография
М. Ивлева
И.М. Мягков. Зарисовки бронзовых отливок кулайского культового литья.
1920-е гг.

Также в 1928 г. под руководством Н.А. Иваницкого при музее был заложен питомник плодовых растений и велась работа по акклиматизации садовых культур, тутовых деревьев и лекарственных растений.

В 1929 г. в естественнонаучном отделе музея Р.С. Ильин начал собирать образцы почв, изучать их и составлять карты почвенных зон Сибири.

В 1930-е гг. разрабатывалась программа обследования близлежащих территорий по таким направлениям, как

состояние ремесел и промыслов,
оценка пушных запасов и рыболовных ресурсов,
изучение флоры и фауны,
исследование деревянной архитектуры,
этнография,
лингвистика,
археология,
история и краеведение,
метеорология.

В связи с этим выходят в свет первые четыре тома «Трудов Томского краевого музея», где публикуются результаты проведенных исследований.

Обложка «Трудов Томского краевого музея»

 

Оцифрованные «Труды ТОКМ» на сайте ТОУНБ им. Пушкина

 

Экспозиция музея становилась все богаче – в 1930 г. она занимала уже 17 залов и имела художественный, естественнонаучный, историко-революционный, восточный, сельскохозяйственный, промышленный и антирелигиозный отделы. В 1929-1932 гг. центральные музеи России передавали музею художественные ценности, и его коллекция картин считалась одной из лучших в Сибири.

Увы, в 1933 г. М.Б. Шатилов был снят с должности, арестован по сфабрикованному обвинению в принадлежности и руководстве организацией «Белогвардейский заговор» и расстрелян в 1937 г.

Название музея менялось не раз:

1922 – Томский краевой музей
1925 – Томский окружной музей краеведения
1930 – Томский районный музей
1944 – Томский областной краеведческий музей
1984 – Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей
1998 – вновь Томский областной краеведческий музей

И, наконец, с 2010 г. Томский областной краеведческий музей гордо носит имя Михаила Бонифатьевича Шатилова, столь много для него сделавшего.

М.Б. Шатилов

В 1933–1937 гг. деятельность музея практически прекратилась из-за постоянной смены руководства и нестабильности коллектива, большая часть экспозиций музея была свернута, помещения отдали в аренду различным учреждениям. Музей постепенно превращался в институт идеологической пропаганды. Разворачивалась агитационная работа по поддержке политики партии, появлялись «уголки» коллективизации, индустриализации и атеизма, возросло количество лекций, бесед и «читок». В качестве «Красной нити» постоянной экспозиции проходила идея классовой борьбы и неизбежной победы социализма.

Музейные залы в 1930–40 гг.

Нелегкими были и военные годы. В августе 1941 г. музей был закрыт. В его здании разместили сначала пединститут, затем Белоцерковское военное пехотное и Тульское оружейно-техническое училища. Большую часть мебели и картин передали в госпитали, театры и другие учреждения. Тем не менее, музейная работа продолжалась. Фондовое собрание пополнилось письмами с фронта героев-томичей, художественными рисунками М.М. Щеглова, Л.А. Островой,
Е.И. Плехан, приобретались материалы томской мастерской «Окна ТАСС». На предприятиях, в учебных заведениях экспонировалась передвижная выставка «Сибиряки на фронте и в тылу». В 1943 г. Томский краеведческий музей принял на временное хранение более 1000 картин, вывезенных М.П. Крошицким из осажденного Севастополя.

В 1944 г. здание музея освободилось от сторонних организаций, и сотрудники занялись возвратом коллекций, но часть из них была утрачена навсегда. Трудности послевоенного времени, недостаток средств, капитальный ремонт здания задерживали восстановление экспозиции до 1954 г.

1950–1961 гг. – время подъема. В музее сложился уникальный коллектив сотрудников: Н.М. Петров, Р.А. Ураев,
И.М. Марков, С.И. Осипова, В.Д. Славнин. Началась работа по созданию постоянной экспозиции, к её оформлению были привлечены лучшие художники. Начал работать музейно-краеведческий совет, в состав которого вошли ученые Томска. Постоянно пополнялись музейные фонды. По инициативе Н.М. Петрова в музей поступили материалы, связанные с жизнью сибирского исследователя и общественно-политического деятеля Г.Н. Потанина. Видные деятели томской музыкальной культуры М.И. Маломет и Н.К. Александрити, передавали в дар музею свои альбомы, фотографии, афиши, документы, воспоминания. В 1957 г. на Томской студии телевидения, первой в Сибири, в течение года сотрудники музея проводили цикл передач о музейных коллекциях.

Здание Томского краеведческого музея.
1950-е гг.
Фотофонд ТОКМ

С 1962 г. музей закрыли на ремонт, но под руководством профессора ТГУ И.М. Разгона развернулась работа по созданию стационарной экспозиции.

В следующее десятилетие музейные сотрудники отправлялись в районы работ нефтеразведчиков и промысловиков, на строительство железной дороги Асино - Белый Яр, в леспромхозы для сбора нового материала.

В 1977 г. наконец-то открылась музейная экспозиция.

В 1979–1983 гг. на основе коллекций Томского областного краеведческого музея был создан художественный музей, а в 1980–1982 гг. один из выставочных залов передали для установки органа и устройства концертного зала.

В 1984 г. краеведческий музей преобразовался в Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей (ТГОИАМ). В его состав на правах филиалов вошли: Колпашевский краеведческий музей, Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков, Дом-музей Я.М. Свердлова в селе Максимкин Яр Верхнекетского района и архитектурно-этнографический музей в селе Коларово Томского района.

В июле 1985 г. было подтверждено аварийное состояние основного здания музея. После закрытия в 1988 г. на ремонт и реставрацию. Не имея собственных экспозиционных площадей до 1996 г., музей организовывал передвижные и стационарные выставки в залах Дворца творчества юных, Томского областного художественного музея, Томского высшего военного командного училища связи, музея г. Северска, в филиалах музейного объединения. Его сотрудники продолжали вести научно-исследовательскую деятельность, и в 1994 г. было возобновлено издание «Трудов» музея (спустя 30 лет).

В 1990 г. новым филиалом музея стал Томский Планетарий, открытый еще в 1950г., а в 1996 г. еще был открыт еще один филиал – Томский мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД» – в подвальном помещении здания, в котором в с 1923 по 1944 год находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела ОГПУ–НКВД.

С 1995 г. музей стал проводить внутримузейные конференции, получившие название «Шатиловские чтения».

Окончательное возвращение музея томичам состоялось в октябре 1997 г., когда после долгого ремонта открылась часть экспозиционных площадей.

В 2005 г. полностью завершилась реставрация зданий усадьбы И.Д. Асташева. В новых залах разместились выставки, получившие признание зрителей.

Сегодня музей хранит и показывает палеонтологическую, естественнонаучную, археологическую, этнографическую и восточную коллекции, собрания керамики и стекла, антикварной мебели, книжных памятников, оружия, нумизматики и т.д., имеет обширный фотофонд и материалы, связанные с отдельными историческими деятелями области.

Коллекции музея

 

Музей состоит из головного музея и 8 обособленных подразделений

 

Спустя 95 лет истории Томский областной краеведческий музей полон энергии, творческих планов и объединен одной целью – сохранить и приумножить уникальные коллекции, которые являются достоянием всех жителей Томской области.