О музее / К 100-летию со времени основания музея

История музея

1 / 2

Для дальнейшего прочтения кликните по картинке.

Идея создания общедоступного музея в г. Томске исходила от интеллигенции города. Однако все усилия по его созданию, предпринятые на рубеже ХIХ–ХХ вв., оказались неудачными. Между тем для создания «храма муз» в городе имелся значительный потенциал в виде большого числа образованных, заинтересованных людей и уже накопленных культурных богатств в частных коллекциях.

Зима 1920 г. Еще несколько недель назад Томск был прифронтовым городом в братоубийственной войне. Однако именно в это лютое время вновь возникла идея создания в городе общедоступного музея. И работа эта не терпела отлагательств. Требовалось спасти хотя бы часть предметов искусства и старины, гибнущих, растворяющихся бесследно в вихре революции.

В декабре 1919 г. в Томске при подотделе искусств Губернского отдела народного образования была сформирована секция по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в которую вошли профессора Б.Л. Богаевский, Б.П. Денике, В.Ф. Смолин, архитектор А.Л. Шиловский, студент Томского университета И.М. Мягков. В мае 1920 г. она  преобразована в подотдел: художник-архитектор А.Л. Шиловский стал его председателем, секцию по охране художественных памятников возглавил художник М.М. Берингов, археологическую - профессор В.Ф. Смолин, музейную - профессор Б.Л. Богаевский. С октября к ним добавляется еще одна секция - архитектурная. В июле 1921 г. подотдел реорганизован в Губернский комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Губмузей), заведующим которого назначен  художник А.Н. Тихомиров.

Эти люди положили начало формированию первых музейных коллекций и собраний, в том числе и за счет реквизированного имущества, спасая от уничтожения культурные ценности, которые сегодня являются достоянием Томска.

18 марта 1922 г. в бывшем особняке золотопромышленника И.Д. Асташева была развернута первая экспозиция. Этот день считается Днём рождения музея.

14.02.1920 г. после осмотра Архиерейского дома (бывшая усадьба золопромышленника И. Д. Асташева) комиссия приняла решение об открытии в ней “Музея старины и революции”.

Пути создания музейных фондов были разнообразны. Интеллигентные, высокообразованные художники, архитекторы, преподаватели университета по крупицам собирали разбросанные войной и революцией предметы, имевшие художественную и историческую ценность. Первая экспозиция музея открылась 18.03.1922 г. Только в октябре 1922 г. музей получил соответствующее направлению его работы наименование “Томский краевой музей”.

Последующие наименования музея: 19401946 гг. Томский городской краеведческий; с 1946 г. Томский областной краеведческий музей.

Значительная роль в научной организации работы музея принадлежит одному из первых директоров (сентябрь 1922 г. – апрель 1933 г.) Шатилову Михаилу Бонифатьевичу (1882–1937 гг.). В этот период при нем работают Совет Томского краевого музея (1924–1933 гг.), Общество Изучения Томского края (1925–1928 гг.), Общество по изучению художественного творчества Томского края (1925–1926 гг.).

Определяющими задачами музея были и есть исследование Томского края и просвещение широких кругов населения. Формирование музейных коллекций происходит за счет комплексного этнолингвистического и археологического изучения коренного населения Западной Сибири при взаимодействии сотрудников музея и ученых ТГУ и ТГПУ. Коллекции музея соответствуют его краеведческому профилю. Музей имеет собственное продолжающееся научное издание “Трудов..”, является инициатором и автором издания серии краеведческих сборников по истории и природе административных районов Томской области. С 1984 г., как головная организация, вошел в состав музейного объединения “Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей”. На 1999 г. в составе объединения: Томский областной краеведческий музей, Колпашевский краеведческий музей, Асиновский краеведческий музей, Нарымский музей политических ссыльных, Подгорнеский краеведческий музей. С 1999 г. по решению областной администрации, данное музейное объединение получило наименование по названию головного музея. 
Музей экспонирует собственные и привозные выставки, проводит интерактивные программы для разных возрастных аудиторий на материалах выставок и коллекций. Музей является методическим центром музейной работы для всех музеев области. В 1998 г. при музее начал свою работу Попечительский совет, его возглавил Председатель Государственной Думы Томской области Б. А. Мальцев.

1 сентября 1922 г. на должность директора назначается М.Б. Шатилов.

В октябре 1922 г. музей получает название – «Томский краевой музей».

В 19231924 гг. музей обретает государственный статус и впервые финансируется как самостоятельная организация.

В 1925 г. музей становится учредителем Общества изучения Томского края. В его составе М.Б. Шатилов, Б.П. Юхневич, Н.Н. Введенский, Н.Н. Бакай,  П.А. Парамонов, Н.И. Молотилов, М.А. Хозин, Е.Г. Мако-Тюменцева, М.А. Слободской, А.К. Иванов и др.

В декабре 1925 г. художники и любители искусства объединяются в Общество по изучению художественного творчества. При музее действуют лингвистический, этнографический кружки и кружок любителей старины, активную помощь которому оказывает выдающийся просветитель П.И. Макушин.

В 19201930-е гг. закладываются основы этнографической коллекции.

В 19231924 гг. в результате экспедиций в Горную Шорию председателя губернского комитета по делам музеев и охраны памятников З.С. Гайсина в музее появляются шорские материалы.

Летом 1924 г. из экспедиции в Нарымский край М.Б. Шатилов привозит селькупские и эвенкийские предметы, затем из Ваховской экспедиции в 1926 г. – хантыйские.

Предметы русской этнографии, собранные сотрудниками в экспедиции по обследованию старожильческого населения в районе р. Чулым и Шегарка, поступают в фонды музея в 19271928 гг.

Предметами металлопластики эпохи раннего железа с горы Кулайка пополняются фонды музея в 19251928 гг. из археологических экспедиций И.М. Мягкова. Им же обосновано выделение кулайской культуры - ярчайшего феномена в западносибирской археологии.

В 1928 г. под руководством Н.А. Иваницкого при музее закладывается питомник плодовых растений и ведется  работа  по акклиматизации  садовых культур, тутовых деревьев и лекарственных растений.

В 1929 г. в естественнонаучном отделе музея Р.С. Ильин начинает собирать образцы почв, изучать их, и составлять карты почвенных зон Сибири.

Из фондов Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Государственного музея фарфора поступают коллекции изобразительного искусства.

С момента своего основания музей становится научно-исследовательским центром по комплексному изучению Томского края.

В 1930-е гг. разрабатывается программа обследования близлежащих территорий по таким направлениям как состояние ремесел и промыслов, оценка пушных запасов и рыболовных ресурсов, изучение флоры и фауны, исследование деревянной архитектуры, этнография, лингвистика, археология, история, краеведение и даже метеорология. Выходят в свет первые четыре тома периодической серии «Труды Томского краевого музея», где публикуются результаты проведенных исследований.

Музейные  выставки  становятся богаче. К 1930 г. стационарная экспозиция занимает уже 17 залов и имеет краеведческую структуру с выделением художественного, естественнонаучного, историко-революционного, восточного, сельскохозяйственного, промышленного и антирелигиозного отделов.

В 1933 г.  органами ОГПУ был арестован директор музея М.Б. Шатилов.

В 19331937 гг. деятельность учреждения практически прекращена из-за постоянной смены руководства и нестабильности коллектива музея, большая часть экспозиций музея свернута, помещения отданы в аренду различным учреждениям.

Музей постепенно превращается в институт идеологической пропаганды. Разворачивается агитационная работа по поддержке политики партии, появляются «уголки» коллективизации, индустриализации и атеизма, возрастает количество лекций, бесед и «читок». «Красной нитью» постоянной экспозиции проходит идея классовой борьбы и неизбежной победы социализма.

В августе 1941 г. музей закрыт. В его здании размещаются сначала пединститут, затем Белоцерковское военное пехотное и Тульское оружейно-техническое училища. Большая часть мебели и картин переданы в госпитали, театры и другие учреждения. Тем не менее, музейная работа продолжается. Фондовое собрание пополняется письмами с фронта героев-томичей, художественными рисунками М.М. Щеглова, Л.А. Островой, Е.И. Плехан, приобретаются материалы томской мастерской «Окна ТАСС». На предприятиях, в учебных заведениях экспонируется передвижная выставка «Сибиряки на фронте и в тылу». В 1943 г. Томский краеведческий музей принимает на временное хранение более 1000 картин, вывезенных М.П. Крошицким из осажденного Севастополя. На базе эвакуированной коллекции  в 1944 г.   разворачивается экспозиция.

В 1944 г. здание музея освобождается от сторонних организаций, сотрудники занимаются возвратом коллекций, но часть из них утрачена навсегда. Трудности послевоенного времени, недостаток средств, капитальный ремонт здания задерживают восстановление экспозиции до 1954 г.

1950–1961 гг. время подъема. В музее складывается уникальный коллектив сотрудников: Н.М. Петров, Р.А. Ураев, И.М. Марков, С.И. Осипова, В.Д. Славнин.

Начинается работа по созданию постоянной экспозиции, к её оформлению привлекаются лучшие художники. Начинает работать музейно-краеведческий совет, в состав которого входят ученые Томска. Постоянно пополняются музейные фонды. По инициативе Н.М. Петрова в музей поступают материалы, связанные с жизнью сибирского исследователя и общественно-политического деятеля Г.Н. Потанина. Видные деятели томской музыкальной культуры М.И. Маломет и Н.К. Александриди, передают в дар музею свои альбомы, фотографии, афиши, документы, воспоминания. В 1957 г. на Томской студии телевидения, первой в Сибири, в течение года сотрудники музея проводят цикл передач о музейных коллекциях.

С 1962 г. музей закрыт на ремонт, но под руководством профессора ТГУ И.М. Разгона разворачивается работа по созданию стационарной экспозиции.

В следующее десятилетие музейные сотрудники отправляются в районы работ нефтеразведчиков и промысловиков, на строительство железной дороги Асино - Белый Яр, в леспромхозы для сбора нового материала.

В 1977 г. открывается  музейная экспозиция.

В 19791983 гг. на основе коллекций Томского областного краеведческого музея создается художественный музей.

В 19801982 гг. один из выставочных залов передается для установки органа и устройства концертного зала.

В 1984 г. краеведческий музей преобразуется в Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей (ТГОИАМ). В его состав на правах филиалов входят: Колпашевский краеведческий музей, Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков, Дом-музей Я.М. Свердлова в селе Максимкин Яр Верхнекетского района и архитектурно-этнографический музей в селе Коларово Томского района.

В июле 1985 г. специалистами зафиксировано  аварийное состояние основного здания музея. После закрытия в 1988 г. на ремонт и реставрацию, не имея собственных экспозиционных площадей, музей организует передвижные и стационарные выставки в залах Дворца творчества юных, Томского областного художественного музея, Томского высшего военного командного училища связи, музея г. Северска, в филиалах музейного объединения. Продолжается научно-исследовательская деятельность, в 1994 г. возобновлено издание сборника научных трудов.

Возвращение музея томичам состоялось в октябре 1997 г., когда после долгого ремонта открылась часть экспозиционных площадей.

С 1998 г. музей вновь называется Томским областным краеведческим.

В залах проводятся занятия со школьниками и студентами; экскурсии, лекции, встречи с ветеранами войны и труда. Музей приглашает к себе выставки из разных городов. Ведется работа над научной концепцией стационарной экспозиции.

В 2005 г. полностью завершается реставрация зданий усадьбы И.Д. Асташева. В новых залах размещаются выставки, получившие признание зрителей.

В 2009 г. начинается размещение стационарной экспозиции - открывается зал «Эпоха камня. Палеолит на территории Томско-Нарымского Приобья».

Сегодня музей полон энергии, творческих планов и объединен одной целью - сохранить и приумножить уникальные коллекции, которые являются достоянием томичей.